В детских садах, в приоритете оздоровление детей, поэтому плавание обеспечивает решение многих задач укрепления и обеспечения полноценного физического развития.
По мнению многих специалистов, овладение навыком плавания для детей дошкольного возраста, является довольно таки сложным процессом, даже для старших возрастных групп. Поэтому для обучения плаванию необходимо использование игровых упражнений, игр и подготовительных упражнений. Методика обучения должна опираться на общепедагогические принципы с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Используются принципы наглядности, доступности, последовательности, от простого к сложному, систематичности.
Наглядность занимает главное место в обучении дошкольников, поскольку дети не знают многих слов и понятий в силу своего возраста, смысл им просто не понятен, но в этом возрасте дети отлично подражают действиям взрослого. Поэтому наглядные методы основные в процессе обучения.
Словесный метод можно применять в более старшей группе, но при этом сопровождая показом, действия или упражнения. Показывая и объясняя, взрослый дает четкое представление об изучаемом упражнении. Можно показать с помощью ребенка и взрослого, можно показать наглядное пособие. Важно чтобы ребенок понимал, что от него хотят и имел представление об изучаемом двигательном действии. Как правило, упражнение сначала выполняется на суше и после правильного выполнения, переносится на воду. Этих упражнений не должно быть много, целесообразно выполнять 2-3 упражнения, иначе может быть снижено внимание и потеря интереса к занятию
Обучение плаванию, это многократные повторения одних и тех же действий, для выработки двигательных умений и навыков. Но детям дошкольного возраста сложно длительно повторять одно и тоже, поэтому помимо повторений, включаются и новые упражнения. Продолжительность выполнения упражнений, также должна быть небольшой, 3-4 раза достаточно. Ребенок не должен уставать.
Для детей дошкольного возраста используют сюжетные упражнения или игровые, например, плывем как «лодочки», «кипит чайник», плыть как «крокодил» и т.д.
Основным видом деятельности для дошкольников является, конечно же игра. Она является основным фактором, влияющим на психическое и физическое развитие. В играх ребенок учится взаимодействию с другими детьми, овладевает новыми знаниями, ищет логические решения в той или иной ситуации. Вся деятельность детей дошкольного возраста построена на игровом методе. Игровой метод помогает заинтересовать детей в выполнении одних и тех же действий, используя разнообразные формы выполнения. Применение игр позволяет убрать рутину из занятий, повысить эмоциональный фон. С помощью игр дети быстрее осваиваются с водой, избавляются от страха и учатся плавать. Игры, как правило, должны содержать раннее изученные детьми элементы плавания и различные подготовительные упражнения.
Разнообразие игр способствуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств. Используются игры с элементами обучения навыкам плавания, ныряния: «Найди сокровища», ныряние за тонущими предметами, «Магазин игрушек» - передвижения в воде для преодоления водобоязни, «Корабли уходят в море» - прыжок вперед руками через вертикальный обруч и т.д.
Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, используются поддерживающие средства: нарукавники, пояса, жилеты, надувные круги, доски, игрушки. Плавательные упражнения выполняющиеся с помощью доски, помогают детям не только преодолевать чувство страха, но также способствует развивать координацию движений, совершенствование навыка работы рук и ног. Тонущие игрушки помогают научиться нырять, открывать глаза в воде, задерживать дыхание. Подводные горки, арки, слаломы, все это используется для освоения воды и приобретения плавательных навыков.
Важно правильно выстроить учебный процесс, учитывая психическое и физическое развитие детей, иначе ребенок потеряет интерес к занятиям, будет испытывать страх перед посещением бассейна. Ребенка нельзя заставлять, принуждать, пугать, оказывать какое-либо давление, нельзя ругать за невыполненное задание.
Дети должны с радостью и желанием выполнять упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малышей только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.
Библиографический список:
1.Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983.
2.Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., 1987.
3.Воронова Е.К. «Детство: программа обучения плаванию в детском саду»СПб., 2003
4.Еремеева Л.Ф. «Научите ребенка плавать», Спб.,2005.
5.Логинова В.И, Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду», СПб., 2003.
6.Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду. Просвещение – 1991.
7.Осокина Т.И. «Как научить детей плавать». Просвещение – 1985.