Выпуск № 75 (150) 2021

Собянина А.А. Конспект беседы о содержании музыкального произведения «Листопад» (муз. Т. Попатенко) с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: умение слушать и понимать музыкальное произведение.
Задачи: образовательные – учить понимать музыкальное произведение;
воспитательные – Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
развивающие – развитие у ребенка позиции активного слушателя и участника музыкального процесса, доступными средствами выражать свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Педагогические средства: мелодия, восприятие, наглядно-слуховой метод, словесный метод, музыкальное искусство - картина, загадки.
Оборудование и материалы: запись данного произведения, портрет Попатенко Т.А., картина «Листопад», осенние листья из бумаги; 25 стульев, 1 пианино, магнитофон, музыкальный зал.
Предварительная работа: прогулка осенью, наблюдение за листопадом, сбор и рассматривание листьев; дидактическая игра «Угадай по голосу».
Ход беседы:
I этап. Вступительный. Наглядно-слуховой метод.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным русским композитором (показать портрет).
Мы познакомимся с её музыкальным произведением «Листопад». Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Музыку слушайте внимательно, а после прослушивания расскажите, какое настроение вызвало произведение. (Звучит музыка). Теперь можно открыть глаза.
1)       Вам понравилось произведение? (ответы детей)
Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? (ответы детей) (Да это музыка – грустная, тоскливая, плачущая, нежная, легкая, спокойная)
II этап. Основной. Зрительная наглядность.
2)       Как называется музыкальное произведение? (Ответы детей)
Показать картину «Листопад».
Загадки:
В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это… (Листопад)
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят… (Листопад)

Давайте еще раз внимательно послушаем музыкальное произведение (слушают музыку).
3)       Как рассказывает музыка?
Мелодия какая? Плавная или скачкообразная? (Ответы детей)
Темп быстрый или медленный? (ответы детей)
Какова динамика (громко, тихо) мелодии? (Ответы детей)
III этап. Рефлексивный.
·          Скажите, с каким известным композитором вы сегодня познакомились?
·          Как называется музыкальное произведение?
·          Понравилось ли вам музыкальное произведение?
·          Что понравилось?


Литература
Радынова О. П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999 г. – 176с.