Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf
Пояснительная записка
Дерево держится корнями, а человек семьёй
(народная мудрость)
Сегодняшняя действительность требует от каждого человека успешности и активности в различных сферах деятельности. Мы хорошо понимаем, что задатки будущей активности каждого из нас закладываются в детстве.
Детский сад – это то уникальное место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми, а также сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, где он участвует в занятиях, которые развивают не только способности, но и коммуникабельность, активность и самостоятельность.
В документах, посвящённых модернизации российского образования, чётко прослеживается мысль о том, что необходима смена ориентиров образования с традиционного получения готовых знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, опирающихся на новые социальные потребности личности и формирующиеся ценности.
Содержание основной образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, всецело направлено на формирование общей культуры подрастающего поколения, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств, на формирование предпосылок учебной деятельности, дающих ребёнку надёжный фундамент для социальной успешности в будущем. Именно сейчас стоит задуматься о том, что мы растим гражданина будущего, современного общества. Важно дать ребёнку точку опоры, объяснить и дать прочувствовать на себе, что он в этом мире не один. Что рядом с ним его семья, близкие люди, которые всегда поддержат его и направят в нужное русло. Ценность семьи – это самое важное понятие для каждого человека. Купаясь в любви своих близких, дети дошкольного возраста не задумываются о том, как это важно для них – быть частью большой и доброй семьи. А ведь воспитывать гражданина своей страны нужно начинать как можно раньше и начинать нужно с самых простых понятий для ребёнка – мама, папа, я – целая семья…
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогам дошкольных организаций предоставляется возможность проектирования образовательного процесса и выбора средств и методов решения воспитательных и образовательных задач. Особое внимание в документе уделяется организации образовательной среды и вовлечению родителей или законных представителей детей в образовательную и воспитательную деятельность, как в дошкольной организации, так и за ее пределами.
Образовательный маршрут – это путь для достижения поставленной цели. Он состоит из нескольких мероприятий на каждом этапе его прохождения, а скорость их реализации и интенсивность работы может варьироваться его участниками.
Образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей, особенно в образовательной области социально-коммуникативное развитие, где главное – научить детей общаться с другом, успешно взаимодействовать, чувствовать себя комфортно в семье и сообществе детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события в жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью.
Выбранная форма работы поможет более успешному решению задач дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития, поможет приобщить детей к семейным ценностям, осознать важность и ценность каждой семьи в отдельности и всех семей в общем для успешного будущего нашей страны.
Цель образовательного маршрута «Моя большая дружная семья»:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
При составлении маршрута опирались на следующие принципы:
- принцип целостности воспитательного процесса;
- Принцип доступности обучения;
- принцип расширения социальных связей;
- принцип практической направленности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип наглядности и практической творческой деятельности.
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут посвящён семье, и всему, что с ней связано. Данная тема очень актуальна, так как проблема уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования и воспитания является одной из самых важных.
Нынешнее поколение детей больше времени проводят в компьютере и телефоне, и меньше в кругу семьи. В следствие этого уходят на второй план, а далее теряются семейные ценности и традиции. Участие детей с помощью родителей в данном образовательном маршруте позволит обогатить знания и представления о своей семье, обычаях и семейных традициях, дать представления о родословной своей семьи и глубже изучить её.
Таким образом у ребёнка формируется не только познавательная активность, но и чувство любви и уважения к старшим – бабушкам и дедушкам, чувства привязанности и преданности к родителям, чувства внимания и заботы к младшим братьям и сёстрам. Предлагаю Вам и вашему ребёнку увлекательное путешествие в мир семьи!
Срок прохождения маршрута составляет 5 дней.
День первый
Здравствуйте, дорогие друзья! Наше путешествие в мир семьи предлагаю начать с просмотра и знакомства с гимном семьи.
1. Послушайте и познакомьте своего ребёнка с этим трогательным произведением.
https://www.youtube.com/watch?v=z5w45XRLyF0
2. В гимне семьи есть такие строчки «.. Пусть жизнь ваша будет освещена любовью Петра и Февронии». Петр и Феврония - святые, покровители и хранители семейного очага. Посмотрите мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» и вы все поймёте. https://www.youtube.com/watch?v=qYFH9V59wy8
3. Уважаемые родители! Загадайте детям загадки:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить, и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная ……
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын
Рядом с ним я маловат
Для меня он старший …
Кто любить не устаёт?
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки –
Это наша…..
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой –
Строит, трудится наш…
Днём работает она,
Вечером она жена,
Если праздник - она дама
Кто же это? Моя……
4. Расскажите детям о генеалогическом древе: Что это такое? Что обозначает генеолгическое древо? Посмотрите видео как составить «генеологическгое древо». https://yandex.ru/video/preview/15340964479284838136
День второй
1. Побеседуйте с ребёнком о семье. Задайте вопросы: «Что такое семья?», «Для чего нужна семья?», «Назови членов своей семьи».
2. Посмотрите вместе с ребёнком обучающий видеоролик «Моя семья».
3. https://www.youtube.com/watch?v=vbZ5yCiYx6U
Выучите с ребёнком пальчиковую гимнастику «Кто живёт у нас в квартире».
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать (ритмично по очереди загибают пальцы в кулак)
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я - вот и вся моя семья
https://www.youtube.com/watch?v=Xm_K0u5J9s0
4. Расскажите детям о традициях, существующих в вашей семье. Объясните им понятие слова «Традиция». Предлагаем к совместному просмотру видеофильм «Семейные традиции».
5. https://www.youtube.com/watch?v=Nf02i-Syrek
Поинтересуйтесь, какие семейные традиции хотел бы иметь ребёнок в своей семье.
6. Расскажите ребёнку о празднике «День семьи любви и верности. Обсудите в семье возможность сделать этот праздник традиционным в вашей семье. Познакомьте ребёнка с символом этого праздника – ромашкой.
7. Посмотрите мастер–класс по изготовлению ромашки-оригами и попробуйте вместе с ребёнком сделать такую же.
8. https://www.youtube.com/watch?v=fXEnEZuR42M
День третий
Уважаемые родители! На следующем этапе нашего маршрута предлагаю Вам и вашим детям рассмотреть семейные фотографии.
1. Задайте детям вопросы:
2. - С кем ты живёшь?
3. - Кто самый старший в вашей семье?
4. - Кто самый младший?
5. - Кто ты для мамы? Для папы?
6. - Кто ты для бабушки, дедушки?
7. - Кто чем занимается в семье?
8. - Как ты заботишься о своих близких?
Отвечая на заданные вопросы, дети закрепляют знания о своей семье.
2. Предлагаю Вам послушать детские песенки о семье
3. https://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls
4. https://www.youtube.com/watch?v=bEiROz-eA0M
5. Уважаемые родители.! Расскажите своему ребенку о том, чем ваши члены семьи занимаются дома по вечерам.
6. Поиграйте с ребёнком в игру «Кто что делает?» https://www.youtube.com/watch?v=GKXqsn_4yh8
День четвёртый
1. Уважаемые родители! Предложите своему ребёнку рассказать, где и кем работают его родители. Задайте вопросы: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», «Почему?».
2. Посмотрите вместе с ребёнком развивающий видеофильм о профессиях для детей https://www.youtube.com/watch?v=tyRXkmOBpWI
3. Послушайте песенку «Папа может»
4. https://www.youtube.com/watch?v=5e8iUWH3sPQ
5. Задайте ребёнку вопрос «Почему папа не может быть мамой?»
Объясните, что мама у ребёнка одна, и её никто не сможет заменить, потому что мама – самый главный человек в жизни.
6. Посмотрите и послушайте песню «Мама» из сказки «Волк и семеро козлят». https://www.youtube.com/watch?v=VR7X7V66N5U
День пятый
1. Посмотрите вместе с ребёнком русскую народную сказку «Гуси – лебеди».
2. https://www.youtube.com/watch?v=eVmoFUDeNzQ
3. Поучаствуйте в викторине по сказке.
https://nickdegolden.ru/test-po-skazke-gusi-lebedi/
4. Предложите ребёнку раскраску по сказке
https://4raskraski.ru/raskraski-gusi-lebedi-iz-skazki-dlya-detey/
Итак, уважаемые родители! Мы с вами провели интересный и увлекательный маршрут в мир семьи. По этой теме можно найти очень много интересной и познавательной информации в сети интернет. Познавайте мир вместе со своими детьми, а компьютер вам в этом поможет! Благодарю за сотрудничество. До новых встреч!
Используемая литература:- Ссылки на интернет-источники
Пояснительная записка
Дерево держится корнями, а человек семьёй
(народная мудрость)
Сегодняшняя действительность требует от каждого человека успешности и активности в различных сферах деятельности. Мы хорошо понимаем, что задатки будущей активности каждого из нас закладываются в детстве.
Детский сад – это то уникальное место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми, а также сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, где он участвует в занятиях, которые развивают не только способности, но и коммуникабельность, активность и самостоятельность.
В документах, посвящённых модернизации российского образования, чётко прослеживается мысль о том, что необходима смена ориентиров образования с традиционного получения готовых знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, опирающихся на новые социальные потребности личности и формирующиеся ценности.
Содержание основной образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, всецело направлено на формирование общей культуры подрастающего поколения, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств, на формирование предпосылок учебной деятельности, дающих ребёнку надёжный фундамент для социальной успешности в будущем. Именно сейчас стоит задуматься о том, что мы растим гражданина будущего, современного общества. Важно дать ребёнку точку опоры, объяснить и дать прочувствовать на себе, что он в этом мире не один. Что рядом с ним его семья, близкие люди, которые всегда поддержат его и направят в нужное русло. Ценность семьи – это самое важное понятие для каждого человека. Купаясь в любви своих близких, дети дошкольного возраста не задумываются о том, как это важно для них – быть частью большой и доброй семьи. А ведь воспитывать гражданина своей страны нужно начинать как можно раньше и начинать нужно с самых простых понятий для ребёнка – мама, папа, я – целая семья…
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогам дошкольных организаций предоставляется возможность проектирования образовательного процесса и выбора средств и методов решения воспитательных и образовательных задач. Особое внимание в документе уделяется организации образовательной среды и вовлечению родителей или законных представителей детей в образовательную и воспитательную деятельность, как в дошкольной организации, так и за ее пределами.
Образовательный маршрут – это путь для достижения поставленной цели. Он состоит из нескольких мероприятий на каждом этапе его прохождения, а скорость их реализации и интенсивность работы может варьироваться его участниками.
Образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей, особенно в образовательной области социально-коммуникативное развитие, где главное – научить детей общаться с другом, успешно взаимодействовать, чувствовать себя комфортно в семье и сообществе детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события в жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью.
Выбранная форма работы поможет более успешному решению задач дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития, поможет приобщить детей к семейным ценностям, осознать важность и ценность каждой семьи в отдельности и всех семей в общем для успешного будущего нашей страны.
Цель образовательного маршрута «Моя большая дружная семья»:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
При составлении маршрута опирались на следующие принципы:
- принцип целостности воспитательного процесса;
- Принцип доступности обучения;
- принцип расширения социальных связей;
- принцип практической направленности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип наглядности и практической творческой деятельности.
Уважаемые родители!
Этот образовательный маршрут посвящён семье, и всему, что с ней связано. Данная тема очень актуальна, так как проблема уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования и воспитания является одной из самых важных.
Нынешнее поколение детей больше времени проводят в компьютере и телефоне, и меньше в кругу семьи. В следствие этого уходят на второй план, а далее теряются семейные ценности и традиции. Участие детей с помощью родителей в данном образовательном маршруте позволит обогатить знания и представления о своей семье, обычаях и семейных традициях, дать представления о родословной своей семьи и глубже изучить её.
Таким образом у ребёнка формируется не только познавательная активность, но и чувство любви и уважения к старшим – бабушкам и дедушкам, чувства привязанности и преданности к родителям, чувства внимания и заботы к младшим братьям и сёстрам. Предлагаю Вам и вашему ребёнку увлекательное путешествие в мир семьи!
Срок прохождения маршрута составляет 5 дней.
День первый
Здравствуйте, дорогие друзья! Наше путешествие в мир семьи предлагаю начать с просмотра и знакомства с гимном семьи.
1. Послушайте и познакомьте своего ребёнка с этим трогательным произведением.
https://www.youtube.com/watch?v=z5w45XRLyF0
2. В гимне семьи есть такие строчки «.. Пусть жизнь ваша будет освещена любовью Петра и Февронии». Петр и Феврония - святые, покровители и хранители семейного очага. Посмотрите мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» и вы все поймёте. https://www.youtube.com/watch?v=qYFH9V59wy8
3. Уважаемые родители! Загадайте детям загадки:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить, и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная ……
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын
Рядом с ним я маловат
Для меня он старший …
Кто любить не устаёт?
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки –
Это наша…..
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой –
Строит, трудится наш…
Днём работает она,
Вечером она жена,
Если праздник - она дама
Кто же это? Моя……
4. Расскажите детям о генеалогическом древе: Что это такое? Что обозначает генеолгическое древо? Посмотрите видео как составить «генеологическгое древо». https://yandex.ru/video/preview/15340964479284838136
День второй
1. Побеседуйте с ребёнком о семье. Задайте вопросы: «Что такое семья?», «Для чего нужна семья?», «Назови членов своей семьи».
2. Посмотрите вместе с ребёнком обучающий видеоролик «Моя семья».
3. https://www.youtube.com/watch?v=vbZ5yCiYx6U
Выучите с ребёнком пальчиковую гимнастику «Кто живёт у нас в квартире».
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать (ритмично по очереди загибают пальцы в кулак)
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я - вот и вся моя семья
https://www.youtube.com/watch?v=Xm_K0u5J9s0
4. Расскажите детям о традициях, существующих в вашей семье. Объясните им понятие слова «Традиция». Предлагаем к совместному просмотру видеофильм «Семейные традиции».
5. https://www.youtube.com/watch?v=Nf02i-Syrek
Поинтересуйтесь, какие семейные традиции хотел бы иметь ребёнок в своей семье.
6. Расскажите ребёнку о празднике «День семьи любви и верности. Обсудите в семье возможность сделать этот праздник традиционным в вашей семье. Познакомьте ребёнка с символом этого праздника – ромашкой.
7. Посмотрите мастер–класс по изготовлению ромашки-оригами и попробуйте вместе с ребёнком сделать такую же.
8. https://www.youtube.com/watch?v=fXEnEZuR42M
День третий
Уважаемые родители! На следующем этапе нашего маршрута предлагаю Вам и вашим детям рассмотреть семейные фотографии.
1. Задайте детям вопросы:
2. - С кем ты живёшь?
3. - Кто самый старший в вашей семье?
4. - Кто самый младший?
5. - Кто ты для мамы? Для папы?
6. - Кто ты для бабушки, дедушки?
7. - Кто чем занимается в семье?
8. - Как ты заботишься о своих близких?
Отвечая на заданные вопросы, дети закрепляют знания о своей семье.
2. Предлагаю Вам послушать детские песенки о семье
3. https://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls
4. https://www.youtube.com/watch?v=bEiROz-eA0M
5. Уважаемые родители.! Расскажите своему ребенку о том, чем ваши члены семьи занимаются дома по вечерам.
6. Поиграйте с ребёнком в игру «Кто что делает?» https://www.youtube.com/watch?v=GKXqsn_4yh8
День четвёртый
1. Уважаемые родители! Предложите своему ребёнку рассказать, где и кем работают его родители. Задайте вопросы: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», «Почему?».
2. Посмотрите вместе с ребёнком развивающий видеофильм о профессиях для детей https://www.youtube.com/watch?v=tyRXkmOBpWI
3. Послушайте песенку «Папа может»
4. https://www.youtube.com/watch?v=5e8iUWH3sPQ
5. Задайте ребёнку вопрос «Почему папа не может быть мамой?»
Объясните, что мама у ребёнка одна, и её никто не сможет заменить, потому что мама – самый главный человек в жизни.
6. Посмотрите и послушайте песню «Мама» из сказки «Волк и семеро козлят». https://www.youtube.com/watch?v=VR7X7V66N5U
День пятый
1. Посмотрите вместе с ребёнком русскую народную сказку «Гуси – лебеди».
2. https://www.youtube.com/watch?v=eVmoFUDeNzQ
3. Поучаствуйте в викторине по сказке.
https://nickdegolden.ru/test-po-skazke-gusi-lebedi/
4. Предложите ребёнку раскраску по сказке
https://4raskraski.ru/raskraski-gusi-lebedi-iz-skazki-dlya-detey/
Итак, уважаемые родители! Мы с вами провели интересный и увлекательный маршрут в мир семьи. По этой теме можно найти очень много интересной и познавательной информации в сети интернет. Познавайте мир вместе со своими детьми, а компьютер вам в этом поможет! Благодарю за сотрудничество. До новых встреч!
Используемая литература:- Ссылки на интернет-источники