2023 2022
2 (220) 2023

Фарафонтова Е.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ «МОЯ БОЛЬШАЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Пояснительная записка

Дерево держится корнями, а человек семьёй

(народная мудрость)

Сегодняшняя действительность требует от каждого человека успешности и активности в различных сферах деятельности. Мы хорошо понимаем, что задатки будущей активности каждого из нас закладываются в детстве.

Детский сад – это то уникальное место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимоотношения со взрослыми, а также сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, где он участвует в занятиях, которые развивают не только способности, но и коммуникабельность, активность и самостоятельность.

В документах, посвящённых модернизации российского образования, чётко прослеживается мысль о том, что необходима смена ориентиров образования с традиционного получения готовых знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, опирающихся на новые социальные потребности личности и формирующиеся ценности.

Содержание основной образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, всецело направлено на формирование общей культуры подрастающего поколения, сохранение и укрепление здоровья детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств, на формирование предпосылок учебной деятельности, дающих ребёнку надёжный фундамент для социальной успешности в будущем. Именно сейчас стоит задуматься о том, что мы растим гражданина будущего, современного общества. Важно дать ребёнку точку опоры, объяснить и дать прочувствовать на себе, что он в этом мире не один. Что рядом с ним его семья, близкие люди, которые всегда поддержат его и направят в нужное русло. Ценность семьи – это самое важное понятие для каждого человека. Купаясь в любви своих близких, дети дошкольного возраста не задумываются о том, как это важно для них – быть частью большой и доброй семьи. А ведь воспитывать гражданина своей страны нужно начинать как можно раньше и начинать нужно с самых простых понятий для ребёнка – мама, папа, я – целая семья…

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогам дошкольных организаций предоставляется возможность проектирования образовательного процесса и выбора средств и методов решения воспитательных и образовательных задач. Особое внимание в документе уделяется организации образовательной среды и вовлечению родителей или законных представителей детей в образовательную и воспитательную деятельность, как в дошкольной организации, так и за ее пределами.

Образовательный маршрут – это путь для достижения поставленной цели. Он состоит из нескольких мероприятий на каждом этапе его прохождения, а скорость их реализации и интенсивность работы может варьироваться его участниками.

Образовательный маршрут является результативной формой сотрудничества педагогов, родителей и детей, особенно в образовательной области социально-коммуникативное развитие, где главное – научить детей общаться с другом, успешно взаимодействовать, чувствовать себя комфортно в семье и сообществе детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события в жизни, наполнить ее интересной и содержательной деятельностью.

Выбранная форма работы поможет более успешному решению задач дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития, поможет приобщить детей к семейным ценностям, осознать важность и ценность каждой семьи в отдельности и всех семей в общем для успешного будущего нашей страны.

Цель образовательного маршрута «Моя большая дружная семья»:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

При составлении маршрута опирались на следующие принципы:

- принцип целостности воспитательного процесса;

- Принцип доступности обучения;

- принцип расширения социальных связей;

- принцип практической направленности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип наглядности и практической творческой деятельности.

Уважаемые родители!

Этот образовательный маршрут посвящён семье, и всему, что с ней связано. Данная тема очень актуальна, так как проблема уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования и воспитания является одной из самых важных.



Нынешнее поколение детей больше времени проводят в компьютере и телефоне, и меньше в кругу семьи. В следствие этого уходят на второй план, а далее теряются семейные ценности и традиции. Участие детей с помощью родителей в данном образовательном маршруте позволит обогатить знания и представления о своей семье, обычаях и семейных традициях, дать представления о родословной своей семьи и глубже изучить её.

Таким образом у ребёнка формируется не только познавательная активность, но и чувство любви и уважения к старшим – бабушкам и дедушкам, чувства привязанности и преданности к родителям, чувства внимания и заботы к младшим братьям и сёстрам. Предлагаю Вам и вашему ребёнку увлекательное путешествие в мир семьи!

Срок прохождения маршрута составляет 5 дней.

День первый

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше путешествие в мир семьи предлагаю начать с просмотра и знакомства с гимном семьи.

1. Послушайте и познакомьте своего ребёнка с этим трогательным произведением.



https://www.youtube.com/watch?v=z5w45XRLyF0

2. В гимне семьи есть такие строчки «.. Пусть жизнь ваша будет освещена любовью Петра и Февронии». Петр и Феврония - святые, покровители и хранители семейного очага. Посмотрите мультфильм «Сказание о Петре и Февронии» и вы все поймёте. https://www.youtube.com/watch?v=qYFH9V59wy8

3. Уважаемые родители! Загадайте детям загадки:



Без чего на белом свете

Взрослым не прожить, и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная ……

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын

Рядом с ним я маловат

Для меня он старший …



Кто любить не устаёт?

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки –

Это наша…..

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой –

Строит, трудится наш…



Днём работает она,

Вечером она жена,

Если праздник - она дама

Кто же это? Моя……



4. Расскажите детям о генеалогическом древе: Что это такое? Что обозначает генеолгическое древо? Посмотрите видео как составить «генеологическгое древо». https://yandex.ru/video/preview/15340964479284838136

День второй

1. Побеседуйте с ребёнком о семье. Задайте вопросы: «Что такое семья?», «Для чего нужна семья?», «Назови членов своей семьи».

2. Посмотрите вместе с ребёнком обучающий видеоролик «Моя семья».

3. https://www.youtube.com/watch?v=vbZ5yCiYx6U

Выучите с ребёнком пальчиковую гимнастику «Кто живёт у нас в квартире».

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать (ритмично по очереди загибают пальцы в кулак)

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я - вот и вся моя семья

https://www.youtube.com/watch?v=Xm_K0u5J9s0

4. Расскажите детям о традициях, существующих в вашей семье. Объясните им понятие слова «Традиция». Предлагаем к совместному просмотру видеофильм «Семейные традиции».

5. https://www.youtube.com/watch?v=Nf02i-Syrek

Поинтересуйтесь, какие семейные традиции хотел бы иметь ребёнок в своей семье.

6. Расскажите ребёнку о празднике «День семьи любви и верности. Обсудите в семье возможность сделать этот праздник традиционным в вашей семье. Познакомьте ребёнка с символом этого праздника – ромашкой.

7. Посмотрите мастер–класс по изготовлению ромашки-оригами и попробуйте вместе с ребёнком сделать такую же.

8. https://www.youtube.com/watch?v=fXEnEZuR42M

День третий

Уважаемые родители! На следующем этапе нашего маршрута предлагаю Вам и вашим детям рассмотреть семейные фотографии.



1. Задайте детям вопросы:

2. - С кем ты живёшь?

3. - Кто самый старший в вашей семье?

4. - Кто самый младший?

5. - Кто ты для мамы? Для папы?

6. - Кто ты для бабушки, дедушки?

7. - Кто чем занимается в семье?

8. - Как ты заботишься о своих близких?

Отвечая на заданные вопросы, дети закрепляют знания о своей семье.

2. Предлагаю Вам послушать детские песенки о семье

3. https://www.youtube.com/watch?v=yx3-7z1p7Ls

4. https://www.youtube.com/watch?v=bEiROz-eA0M

5. Уважаемые родители.! Расскажите своему ребенку о том, чем ваши члены семьи занимаются дома по вечерам.

6. Поиграйте с ребёнком в игру «Кто что делает?» https://www.youtube.com/watch?v=GKXqsn_4yh8

День четвёртый

1. Уважаемые родители! Предложите своему ребёнку рассказать, где и кем работают его родители. Задайте вопросы: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?», «Почему?».

2. Посмотрите вместе с ребёнком развивающий видеофильм о профессиях для детей https://www.youtube.com/watch?v=tyRXkmOBpWI

3. Послушайте песенку «Папа может»

4. https://www.youtube.com/watch?v=5e8iUWH3sPQ

5. Задайте ребёнку вопрос «Почему папа не может быть мамой?»

Объясните, что мама у ребёнка одна, и её никто не сможет заменить, потому что мама – самый главный человек в жизни.

6. Посмотрите и послушайте песню «Мама» из сказки «Волк и семеро козлят». https://www.youtube.com/watch?v=VR7X7V66N5U

День пятый

1. Посмотрите вместе с ребёнком русскую народную сказку «Гуси – лебеди».

2. https://www.youtube.com/watch?v=eVmoFUDeNzQ

3. Поучаствуйте в викторине по сказке.

https://nickdegolden.ru/test-po-skazke-gusi-lebedi/

4. Предложите ребёнку раскраску по сказке

https://4raskraski.ru/raskraski-gusi-lebedi-iz-skazki-dlya-detey/

Итак, уважаемые родители! Мы с вами провели интересный и увлекательный маршрут в мир семьи. По этой теме можно найти очень много интересной и познавательной информации в сети интернет. Познавайте мир вместе со своими детьми, а компьютер вам в этом поможет! Благодарю за сотрудничество. До новых встреч!

Используемая литература:- Ссылки на интернет-источники