2023 2022
1 (219) 2023

Топчиева М.М., Удалкина К.Е. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» учтены основные потребности сложившейся образовательной практики, а принимаемые в его развитие подзаконные нормативные правовые акты детально регулируют деятельность образовательных организаций. В соответствии с этим дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В основу стандарта дошкольного образования была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Одним из принципиальных определений нового закона можно считать понятие «качество образования». Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Качество образования на современном этапе можно достичь только путём совершенствования управления дошкольной организацией и повышения профессиональной компетентности педагогов.

Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно - образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но руководителю в ДОУ необходимо создать систему в процессе реализации функции контроля в своей деятельности, как условие успешности совершенствования жизнедеятельности дошкольной организации.

Целью исследования является выявить влияние контроля на совершенствование управления дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.

На первом этапе изучена деятельность структурных подразделений организации и уровня контроля. В ходе анализа деятельности структурных подразделений и уровня контроля было выявлено, что основной целью системы контроля должно является создание механизма реализации контрольно-диагностической функции руководителя. Для этого использовался метод проектирования контрольно-диагностической функции в управленческой деятельности руководителя.

Полученные данные позволили нам сформулировать основные задачи контрольно-диагностической функции:

1.Сформировать систему контроля для получения информации:

- состояние воспитательно-образовательного процесса;

-реализация требований нормативно-правовой документации;

-функционирование всех служб образовательного учреждения.

2. Спроектировать контроль над деятельностью.

Участники контроля: заведующая, заместитель по АХР, главный бухгалтер, старший воспитатель, воспитатели, дети и родители.

Для более эффективной работы была разработана система циклограмм для служб образовательного учреждения: заведующей, старшего воспитателя, заместителя по АХР, бухгалтера.

В результате проведенной исследовательской деятельности улучшилось качество образования, что является основополагающим в условиях работы по совершенствованию управления образовательной организацией в условиях ФГОС ДО.

Проведенная исследовательская работа показала повышение уровня условий для обеспечения качества дошкольного образования. Это говорит об эффективности, применяемой в работе системы контроля через все структурные подразделения детского сада. Результаты видны на графике.

Анализируя систему контроля, осуществляемого в детском саду, были выявлены как положительные моменты, так и определенные недочеты.

Основываясь на анализе контроля, были подготовлены рекомендации и предложения, направленные на улучшение системы контроля в дошкольной образовательной организации:

-создать единую систему контроля по всем направлениям деятельности дошкольного учреждения;

-цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач дошкольной организации;

-при планировании контроля точно определять цели и задачи;

-учитывать, что планирование контроля по всем направлениям воспитания и обучения необходимо планировать в единстве;

-выявлять причины, вызывающие недостатки в осуществлении контроля и вырабатывать эффективные меры по их устранению;

-своевременно планировать и проводить контроль;

-доводить до сведения коллектива все результаты контроля;

-в обязательном порядке выполнять все мероприятия, которые планируются в результате проведения контроля.

Таким образом, для достижения цели, необходимо учитывать продуманный и спланированный механизм организации контроля. В процессе его реализации может иметь различную степень успешности. Значительное влияние оказывает исполнение, индивидуальный стиль управленческой деятельности, объем теоретических знаний и практических умений руководителя дошкольного образовательного учреждения по проведению контроля. Можно сказать, что деятельность по контролю будет преобразована в функцию только, если данные контроля станут основой для реализации функции педагогического анализа, а через нее и функции регулирования. Выполнение функции регулирования способны привести к усвоению результатов контроля всем управленческим циклом и будет способствовать совершенствованию управлением дошкольной образовательной организацией.

Список литературы1. Алямовская, В.Г. Разработка годового плана дошкольного учреждения: Учебно – методическое пособие / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. – М.: «Восхождение», 2009.

2. Антонов Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 2. - С. 29-36.

3. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.

4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2014. – 115с.

5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. Педагогический анализ как функция управления дошкольным учреждением // Управление ДОУ. – 2002. - № 5. - С. 4 – 9.

7. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. – Новомосковск: ИМЦ, 2005. – 32 с.

8. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.-с.48-52.