2023 2022
2 (220) 2023

Акмаева Е.А. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Приоритетным направлением в моей работе является театрализованная деятельность, развитие творческих способностей детей, а русское народное творчество, фольклор, особенно малые формы, всегда помогают в работе с детьми.

В современном мире, в современных молодых семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам, бездушным героям. Дети игра в «Монстров», «Вампиров», выпускаются игрушки с их образами и даже создаются журналы. Возникает вопрос, чему нашим детям учиться у этих героев? Добру? Ласке? Милосердию? Поэтому мы решили обратиться нашим истокам, к нашим традициям, к традициям русского народа, то есть к фольклору.

Фольклор – устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и многое другое – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Именно в устном народном творчестве сохранились черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре, о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказками, пословицами, поговорками, загадками, русскими лирическими песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, что так необходимо в современном мире. Благодаря фольклору: русским народным песням, потешкам, прибауткам, сказкам, ребенок легче входит в мир, через переживания лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, добре и зле, знакомится с обычаями, обрядами, впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно – нравственных качеств личности. Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле – эстетическое, нравственное становление личности человека.

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Фольклор каждого народа неповторим, так же как его история, обычаи, культура. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скогороворки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей.

Список использованной литературы1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Ось-89, 2002.

2. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор, кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Давыдова М.А.Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. - М., Айрис-пресс: Рольф, 2001.