2023 2022
1 (219) 2023

Овчарук Л.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.

Влияние на ребенка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьей педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием «взаимодействие», которое представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

Цель моей работы - решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие:

1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

2. Обеспечение информационно-просветительской поддержке.

3. Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности.

В своей работе я использую различные формы и методы работы с родителями:

- родительские собрания: «Давайте познакомимся», «как сказать ребенку нет», роль игры в развитии ребенка».

-консультации: «Адаптация к детскому саду, как помочь ребенку», «Кризис трех лет», «Игрушка в жизни ребенка», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Как воспитывать самостоятельность».

-беседы: «Как правильно одеваться», «Режим дня в выходные дни». «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике».

- совместные проекты: «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Перелетные птицы».

- вовлечение в конкурсы: «Подарите детям красоту».

- совместные развлечения, досуги.

-дни добрых дел.

- выставки детских работ

Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:

информирую родителей обо всём, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду, в родительском уголке.

- приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребёнка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

- предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребёнком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

- призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъёмках.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. На родительском собрании использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор.

После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценировку фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, музыкальное оформление, а далее перехожу к обсуждению проблемы.

Акцентируя внимание на проблемах организации, индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и не навязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивидуальность и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности. B коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам, принести материалы или книги, поделится с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями дети рады, когда мама или папа просто находятся - в группе. В день «открытых дверей» у родителей имеется уникальная возможность «прожить» целый день в детском саду вместе со своим ребёнком - посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приёме пищи, на пробудительной гимнастике после дневного сна, поиграть с детьми.

Помощь в пополнение фонда детского сада (игрушки, книги, журналы, материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).

Предоставляю возможность родителям принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Для творческого общения существует такая форма работы с семьёй как тематические выставки: «Моя любимая игрушка», «Красивая птичка», «Подарок для любимой мамы» и др.

Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что B процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети ещё лучше узнают друг друга; в семье появляется ещё одна возможность поговорить о ребёнке, о его жизни в группе и дома.

Огромное значение придаю такому виду сотрудничества-праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.

И не смотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой - лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.

В ходе проведённой работы получены результаты:

- повысился уровень родительской компетентности;

- гармонизировались родительски-детские отношения;

- повысилась ответственность родителей за судьбу ребёнка и его активность в отношениях с сотрудниками Дошкольного Образовательного Учреждения.

Как это повлияло на развитие личности ребёнка:

- улучшился эмоциональный климат в семье;

- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотносится со способностями ребёнка;

- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

В заключение, необходимо отметить, что формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в тоже время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги в свою очередь заверены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

- учет индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь ведёт к повышению эффективности педагогического процесса;

- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времён - возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.

Я убеждена в том, что, чем лучше налажено общение между семьёй и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребёнок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Я уверена, что мои воспитанники в будущем смогут легко адаптироваться к школе.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.