Образовательные задачи
·
·
·
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между
предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
·
·
·
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление,
систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
·
Развитие внимания и памяти.
·
Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
·
·
·
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
·
Воспитание усидчивости и аккуратности.
Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
По характеру познавательной деятельности детей
·
·
иллюстративное (детям известен результат, и опыт
подтверждает знакомые факты);
поисковое (результат неизвестен, его необходимо
получить опытным путём);
·
решение познавательных задач.
По месту в образовательном цикле
·
·
·
первичное; повторное; заключительное;
·
итоговое.
По характеру мыслительных операций
·
·
·
констатирующее (наблюдение особенностей объекта
или явления вне связи с другими
объектами или явлениями);
сравнительное (есть возможность увидеть изменение
свойств или качеств объекта
во время какого-либо процесса);
обобщающее (есть возможность определить закономерность
какого-либо процесса,
рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих
экспериментах).
По способу применения
·
·
демонстрационное; фронтальное.
В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и
Тема занятия, возрастная группа
Вариант мотивирующего начала
«Таяние снега», первая младшая группа
Включение в игровую ситуацию.
В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят
в своё царство.
При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега,
где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в
эксперименте по изучению свойств снега.
«Домик для ёжика», вторая младшая группа
Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не
говорит, но выглядит
очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей,
в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке
было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался.
Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.
«Свойства воды», средняя группа
Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной
беседы о формах
воды в природе.
Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».
«Мусор в землю закопаем», старшая группа
Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю,
а какой требует
других способов переработки.
«Выращивание кристаллов соли», подготовительная группа
Изучение иллюстраций о способах добычи соли. Отгадывание загадок о соли и сахаре.