2023 2022
2 (220) 2023

Сивякова Н.С. РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

В современном мире все чаще становится актуальным вопрос приобщения детей к народной культуре. И когда мы говорим о народной культуре, в первую очередь в нашей голове мы представляем декоративно-прикладное искусство, так как декоративно-прикладное искусство является частью народной культуры. Декоративно-прикладное искусство играет важную роль во всестороннем развитии дошкольников. С помощью декоративно-прикладного творчества дошкольник узнает о традициях, об истории, о народном творчестве. Декоративно-прикладное творчество является одним из средств эстетического воспитания, которое помогает дошкольникам видеть и воспринимать прекрасное вокруг нас. Этот вид творчества активно воздействует на духовное развитие дошкольника и формирует у них патриотические чувства.

Существует много разных предметов народного творчества. Сюда входят предметы, сделанные из глины, дерева, игрушки, посуда. Каждое готовое изделие красочное, яркое, привлекает не только детей, но и взрослых. Здесь же мы видим связь декоративно-прикладного искусства с природой. Узоры используемые в декоративно-прикладного искусстве включает в себя то, что дошкольника окружает вокруг: цветы, ягоды, разные звери, листья деревьев, кустарников. Народные изделия мастеров народного творчества воспитывают в детях бережное отношение к окружающему миру, потому что это искусство очень близко к нашей родной природе. Мастера декоративно-прикладного творчества наблюдают за миром растений, разнообразием птиц и животных, и та красота, которую они видят, нашла отражение в росписях. Мастера, делая свои народные изделия, помогают понять, что человек-часть природы.

Декоративно-прикладное искусство способствует развитию у дошкольника творчества, художественного вкуса. Когда мы знакомим детей с изделиями хохломской, городецкой, дымковской росписи, у дошкольников расширяется представления детей о многообразии предметов народного творчества. Они учатся выделять характерные сходства и различия каждого вида творчества.

Также творчество дошкольников развивается в декоративно лепке. Навыки, которые ребенок получает в процессе декоративной лепке, используются при создании других видов лепки. Тем самым остальные, вылепленные изделия приобретают более выразительный вид, оформление изделий становится более разнообразным. Декоративная лепка тесно связана с рисованием. Прежде чем дошкольник раскрашивает вылепленное изделие, он пробует рисовать на бумаге. Занятия, в которых воспитатель использует предметы народного, развивают у дошкольников умственную деятельность. Только эти занятия должны быть систематичными, а их результатом деятельности-декоративные изделия.

Творческие способности дошкольников в декоративной лепке появляются:

1. в процессе предварительной работы на бумаге, рисование элементов декоративной росписи, которую он хочет нанести на свое вылепленное изделие;

2. в процессе придумывании разных узоров;

3. в процессе поиска способов изображения.

На занятиях по лепке дети физически активны. Они постоянно работают руками, развивается моторика рук, при подготовке к занятию, так же есть физическая активность. Дошкольникам приходится приложить достаточное усилие, чтобы из куска глины сформировать определенную форму.

Декоративно-прикладное искусство имеет много функций. Оно развивает у дошкольников такие психические процессы, как воображение, художественное мышление, восприятие цвета, формы. В нем присутствуют большие воспитательные возможности. Образы декоративно-прикладного творчества интересны дошкольникам, потому что носят в себе простоту.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство развивает дошкольника всесторонне. Оно является началом творческой деятельности дошкольников. Яркость и красочность народных изделий развивает в дошкольниках эстетические чувства, развивает умение видеть красоту. Во время изучения изделий народных мастеров об их происхождении, истории, у дошкольника формируется патриотические чувства, народная культура. Также у дошкольника развиваются нравственные чувства и уважение к чужому труду.