2023 2022
2 (220) 2023

Фиофилова В.В. КАК И ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию, которые составляют сущность, закономерность объективной действительности.

Многие методики, диагностики, направленные на развитие способностей комбинировать, сравнивать, анализировать и обобщать формы, строятся на принципе ассоциаций. Используя методические приемы, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

Сам принцип ассоциативности содержит в своей основе известную мысль: «всё познаётся в сравнении». Сравнивая предметы и явления между собой, составляя их описания, обретает бесценный опыт формирования личных понятий.

Развитие ассоциативного мышления помогает развитию фантазии, творческому воображению, помогает детям уйти от сложившихся стереотипов. Оно обогащает детское воображение, насыщает новыми образами и понятиями. Развитие ассоциативного мышления помогает свободно придумать что - то новое, свое, необычное.

Согласно исследованиям, ассоциации имеют свою научную классификацию. Рассмотрим примеры её основных категорий:

1. контраст качеств – добро/зло, радость/горе

2. обобщение – малина/ягода, берёза/дерево

3. причинно-следственные связи – туча/дождь, солнце/жара

4. близость в пространстве и времени – школьный звонок/начало урока

5. дополнение – каша/масло, сахар/чай

6. по подобию понятий – день рождения/праздник

Осознать «подобие понятий» ребёнок может приблизительно с пятилетнего возраста. Ассоциации, построенные по данному принципу, могут усложняться и варьироваться. Следует отметить, что именно в этих ассоциациях заложено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители, воспитатели и учителя должны способствовать развитию ребёнка в данном направлении и обязательно поощрять детскую фантазию, на основе которой и будет базироваться ассоциативное мышление.

Существуют специальные упражнения для проверки уровня развития ассоциативного мышления у детей

Упражнение 1. «Опиши предмет»

Цель: выявление уровня развития ассоциативного мышления.

Задание: по предложенным вариантам слов, характеризующих предмет, существо (например, слон, жираф; луна, машина), необходимо описать его по памяти.

Оценка задания: Чем больше слов, характеризующих предмет или существо, тем выше уровень ассоциативного мышления. За каждое слово – 1 балл. Общее количество баллов за выполненное задание не должно превышать 30.

· 15-20 баллов – низкий уровень.

· 20-25 баллов – средний уровень.

· 25-30 баллов – высокий уровень.

Упражнение 2. «Пантомима»

Цель: выявление уровня развития ассоциативного мышления.

Задание: предлагается перевоплотиться в какой - ни будь объект и изобразить его: Например, Я - кошка, Я - лошадь, Я - паровозик.

Оценка задания: Чем интереснее и более характерно выражена пантомима, тем выше уровень развития ассоциативного мышления. Степень сложности выполненной пантомимы определяется с помощью баллов.

· 5 баллов – низкий уровень.

· 10 баллов – средний уровень.

· 15 баллов – высокий уровень.

Упражнение 3. «Монотипия»

Цель: Развитие ассоциативного мышления. Учить приему рисования в технике монотипия. Воспитывать творческую самостоятельность.

Задание: выполнить цветовое пятно в технике монотипия. Найти образ.

Оценка задания: уровень развития ассоциативного мышления определяется степенью сложности выполненного задания, оценивается умение соотносить предметы по форме, цвету.

· 5 баллов – низкий уровень.

· 10 баллов – средний уровень.

· 15 баллов – высокий уровень.

Упражнение 4. «Найди аналогию»

Цель: Развитие ассоциативного мышления.

Задание: По предложенным словам, найти:

- прямую аналогию (пр. сосулька-карандаш, ручка);

- функциональную аналогию (пр. машина–лошадь ослик);

- структурную (пр. снег-одеяло, вата, сахар).

- фантастическую (пр. волшебные двери: подошел - сами открылись, вошел - сами закрылись).

- символическую (пр. одним словом обозначить несколько образов, выделив в них общие признаки) (См.Приложение 3).

Оценка задания: Подсчитать общее количество слов. За каждое слово – 1балл. Общее количество баллов соответствуют уровням развития ассоциативного мышления.

· 15 баллов – низкий уровень.

· 20 баллов – средний уровень.

· 25 баллов – высокий уровень.

Упражнение 5. «Свобода ассоциаций»

Цель: Развитие ассоциативного мышления.

Задание: К предложенным рисункам подобрать свои интерпретации, т.е. объяснить что они видят.

Оценка задания: Подсчитать правильно заполненные строчки. За каждую строчку присваивается по 1 баллу. За каждое полностью выполненное задание добавить еще по 1,5 балла. Таким образом, за одно выполненное задание можно получить 9,5 баллов. Общее количество баллов не должно превышать 38.

· 0 – 10 баллов – низкий уровень.

· 10 - 20 баллов – средний уровень.

· 20 - 38 баллов – высокий уровень.

В основе занятий развития ассоциативного мышления в образовательной деятельности с детьми лежат:

- цветовые ассоциации;

- ассоциации, связанные с геометрическими формами;

- тактильные ассоциации;

- предметные ассоциации;

- звуковые ассоциации;

- вкусовые ассоциации;

- обонятельные ассоциации;

- свободные ассоциации, связанные с предметными образами;

Цветовые ассоциации

Детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»

Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему.

Ассоциации, связанные с геометрическими формами

Детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Задача детей – выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Предметные ассоциации

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой или с их признаками. Для использования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу. Пример: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?». Или педагог держит монету и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой).

Тактильные ассоциации

Для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и многое др. К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, с дерматиновым покрытием.

Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этому кусочку меха?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Звуковые ассоциации

В эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное.

Еще есть второй способ использования звуков: положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки.

Рассмотрим пример. В одном мешочке находится бумага, в другом-монеты, в других – коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное.

Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что, когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток.

Пример: предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

Вкусовые ассоциации

Детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодно, хрустящий, сочный, твердый, жидкий и т. п.

Обонятельные ассоциации

Способность воспринимать различные ароматы еще недостаточно изучена, поэтому привлекать обонятельный анализатор следуют особенно осторожно. Можно использовать обонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Свободные ассоциации, связанные с предметными образами

Игры предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками и используются при подборе разных предметов: нитки, палочки, трубочки, бумаги, куска ткани, шишки, каштана и т.д.

Например, берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету) и задать вопрос: «Круглое и железное. О чем вы подумали?» (О банке, которую закрывают крышкой.)

Ассоциации на смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег.

Ассоциации на сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша.

Ассоциации на контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое.

Ассоциации на причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет.

Ассоциации на обобщение: помидор и овощ, собака и животное.

Ассоциации на подчинение: овощ и огурец, животное и кошка.

Ассоциации на соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл.

Ассоциации часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель.

Ассоциации на дополнение: зубная паста и зубная щетка.