2023 2022
2 (220) 2023

Кузьмина А.В., Тимофеева З.Н. МОЗАЙКА – СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

Современных детей сейчас тяжело чем-либо удивить или заинтересовать, но, есть игрушки, которые, пожалуй, все же смогут заставить ребенка включить смекалку и на долгое время отвлечь от хулиганства и пакостей, и детские мозаики — одни из них.

Детская мозаика — это настольная игра, которая состоит из набора разноцветных деталей (фишек) и основания (игрового поля/сетки), куда следует эти детали прикрепить для получения определенной картинки, используя лишь свои воображение и фантазию.

Мозаика — чуть ли не первая настольная игра для малышей, во время игры с которой ребенок уже с первого года жизни развивает свои внутренние качества. Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

Благодаря игре с детской мозаикой малыш развивает в себе:

· логическое и абстрактное мышление;

· усидчивость;

· мелкую моторику рук;

· цветовосприятие;

· терпение;

· концентрацию внимания;

· аккуратность;

· точность;

· художественный вкус;

· творческие способности.

Как выбрать мозаику для детей.

o Для деток постарше (примерно от 2 лет) подойдет уже мозаика с элементами на ножке. Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки.

o В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику – пазл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики крупные, поэтому ее удобно собирать на полу. Изображения на мозаике должны быть понятными малышу – животные, фрукты и овощи, игрушки. Некоторые разновидности такой мозаики сделаны из прочного эластичного материала, который имеет способность прилипать к поверхности под воздействием влаги, то есть использовать ее можно во время купания.

o Для детей в возрасте 5-6 лет подойдут более сложные мозаики. Например, магнитная мозаика по номерам, которая предполагает составление многоцветных картинок из элементов по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.

Помимо сборки узоров и картинок, можно использовать мозаику и в качестве вспомогательного материала для обучения математике (считая элементы или предлагая ребенку дать определенное количество фишек названого цвета), развития внимания – выложите узор и предложите ребенку его запомнить, а потом поменяйте форму или цвет фишек.

Иногда в форме мозаик делают наборы цифр и букв, которые помогут старшим дошкольникам в игровой форме освоить азы счета и буквы алфавита. Фишки, выполненные в форме букв и цифр, позволяют составлять слова и слоги, записывать на игровом поле примеры, а ребятам постарше составлять на поле целые кроссворды.

ПОИГРАЕМ С МОЗАИКОЙ

Материалы: мозаика с крупными деталями (для детей 2-3 лет)

Для игры понадобятся основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий), некрупные фигурки животных.

Игра 1. Предложить ребёнку сходить на полянку за цветами. Показываем рабочее поле, на котором выложены цветы без серединки. Показываем на цветок и называем его цвет, просим ребёнка повторить. Если малыш ещё не говорит, проговариваем: «Это красный цветок. Покажи, где красный цветок».

Затем предлагаем найти для него деталь (серединку) красного цвета (такую же).

То же с остальными цветами.

Игра 2. На рабочем поле выложены только серединки цветов. Мы предлагаем малышу сделать лепестки (выложить их вокруг основы)

Игра 3. На рабочем поле выложены цветы из мозаики без серединки. Просим ребёнка найти серединку для цветка определённого цвета. Например: «Посмотри, цветок – красный. Найди для него синюю серединку». То же с другими цветами.

Игра 4 «Что не так». На рабочем поле выложены цветы с серединкой одного цвета. Один из лепестков цветка другого цвета. «Посмотри, что не так». Вместе с ребёнком проговариваем, какого цвета цветок, серединка, и замечаем, что один из лепестков другого цвета. Его нужно заменить на лепесток правильного цвета.

Игра 5. Серединки цветков помещаем в непрозрачный мешочек. На поле выложены цветы без серединки. Ребёнок из мешочка достаёт одну деталь, называет цвет (или проговаривает вместе с взрослым) и ставит в серединку цветка такого же цвета.

Игру можно усложнить, добавив в мешочек детали цветов, не присутствующие на рабочем поле. Если ребёнок сам определит, что такого цветка на поле нет, можно предложить выложить такой цветок.

Игра 6. «Продолжи ряд»

Игра 7. «Что не так»

Игра 8. «Продолжи последовательность»

Литература:

1.Горбатова, Е. В. Художественная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, обеспеч. получение дошк. образования / Е. В. Горбатова. – Минск: Нац. инт образования, 2010. – 40с.

2. История возникновения мозаики. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/192/24091.php

3. История мозаики и виды. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.elitceram.ru/articl/mozaika–history.html4.Печерога, А. В. Развивающие игры для дошкольников. 2–7 лет / А. В. Печерога – Москва: ВАКО, 2010. – 192 с.

5. Сес, Л. П., Щирова, А. Н. Традиционные технологии в современном искусстве художественной мозаики / Л. П. Сес, А. Н. Щирова // Успехи современного естествознания. – № 5. – 2012. – С. 23