2023 2022
1 (219) 2023

Жук Т.Н., Ханнанова Т.Г. УТРЕННИЙ КРУГ В ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

В программу «От рождения до школы» внесены некоторые изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, дополнительные занятия.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровесничество» - технология создания детского сообщества.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Значительная часть освоения предметного содержания проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др. Мы с вами сегодня подробно рассмотрим одну из инноваций программы: новый элемент режима дня -утренний круг в программе «От рождения до школы».

В практике дошкольного образования данная технология существует давно, пришла она от Марии Мантессори и называлась по- разному: утренний сбор, детский совет, утро радостных встреч.

Что же такое утренний круг? Утренний круг - ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться новостями, обменяться впечатлениями, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, происходит развивающий диалог.

Почему именно круг? Круг- символ объединения, единства, сплочения. Дети находятся в непринужденной обстановке, усаживаются в круг лицом друг к другу, все на виду, либо сидят на полу, либо на стульчиках. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться. Рекомендовано организовывать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение может длится от 5 до 20 мин., в зависимости от возрастной группы.

Принципы технологии: открытость, диалогичность, рефлективность. Каждый может высказать свою мысль, идею, даже если она нелепа, она не оценивается, мы должны принимать любую идею, но в процессе разговора решается, на сколько она применима в практике. Участие в круге личное желание ребенка. Участие должно стать приятным времяпровождением. Каждый участник является модератором, все участники равны, все идеи выслушиваются. Каждый должен быть уверен, что его идея зафиксируется и продолжит свою жизнь.

Утренний круг, как традиция группы, может вводиться с младшего дошкольного возраста ярко, динамично, интересно.

Цель - создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

С учетом этого основными задачами «Утреннего круга» являются:

-создание эмоционального настроя на весь день;

-установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние);

-социально - коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной речи).

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Рассмотрим структуру утреннего круга.

Четкой структуры нет, но рекомендуется некоторая последовательность:

1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».

2. Обмен информацией.

3.Физминутка.

4.Планирование.

5. Завершение и выбор центра активности.

Приветствие или «Минутка вхождения в день».

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня на ковре. Время сбора и место проведения постоянные. У воспитателя есть сигнал, приглашающий на «Утренний круг», например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети встают в круг на определенный сигнал воспитателя, о котором они договорились заранее. Приветствие должно быть коротким, личностно-ориентированным.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать, воспитатель моделирует его, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Здравствуй, Арина! Я очень рада, что тебя видеть!» Когда пример показан, Арина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Затем можно провести динамическую игру по теме недели, психогимнастику.

Обмен информацией. Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы. Обмен информацией происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям. Темы для обмена информацией могут быть разнообразными: обмен новостями после выходных, обсуждение ситуации, знакомство с новой книгой или игрой, установка правил группы, проектная технология, мозговой штурм, обсуждение свободной темы и др. Важен сам диалог! Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией говорить громко и понятно, представлять информацию кратко и четко, отвечать на вопросы вежливо и уважительно.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети. Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность: сосредоточить внимание на том, кто делится новостями, внимательно слушать сообщение, воспринимать новую информацию идеи с уважением, задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес, демонстрировать уважение к тому, кто делится, внимательно слушать вопросы и комментарии других и др. Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.

Физминутка- следующий структурный компонент «Утреннего круга».

После этого проводится завершение «утреннего круга» и выбор центра активности. Существуют разнообразные приемы:

-дать «пять» воспитателю и рассказать о выборе занятия;

-ударить в барабан;

- рассказать стишок и др.

Утренний круг – это не занятие. Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и, если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.

Библиографический список:

1. Коллин Б. Доброе утро! Мы рады, что ты здесь! пособие для педагогов по проведению утр. сбора с детьми дошк. и шк. возраста. - Самара: «Офорт», 2004.

2. Коллин Б. Доброе утро! Я рад (а), что вы здесь! Пособие для педагогов «Утренний сбор». Вступительная часть Памела А. Коглин. Материалы семинара. – Children's Resources International, Inc. Copyright 2004. - 56 с.

3. Свирская Л. «Утро радостных встреч». Утро радостных встреч: [метод. пособие] / Лидия Свирская: Линка-Пресс; Москва; 2010. - 233 с.

4. Учебно методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах - вторая часть учебно-методического комплекта «Сообщество»/Под редакцией О. Л. Князевой – М.: «Гендальф», 1999. - 112 с.

5. Хансен К. А., Кауфман Р. К., Сайфер С. Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста - М: «Гендальф», 1999. - 168 с.

6. Хансен К. А., Кауфман Р. К., Уолш К. Б. Организация программы, ориентированной на ребенка: программа «Сообщество» - I ч. Учебно методического комплекта «Сообщество»/ Предисловие П. А. Коглин. – М.:«Гендальф», 1999. - 276 с.