2023 2022
2 (220) 2023

Арчибасова И.В. КОНСПЕКТ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД САМАРА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Пояснительная записка

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Эта разработка посвящается городу-Самаре, которая является Родиной моих воспитанников.

В данной разработке речь пойдёт о достопримечательностях родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Самарой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Мой любимый город – Самара»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Самаре. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к родному городу.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить с достопримечательностями города Самара («Познание»).

- Продолжать закреплять знания о принадлежности к стране и городу («Социализация»).

- Совершенствовать умение создавать из бумаги зеркальный и повторяющийся рисунки («Художественное творчество»).

Развивающие:

- Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников («Художественное творчество»).

- Развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст («Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).

- Продолжать обогащать словарь прилагательными («Коммуникация»).

Воспитательные:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине («Социализация»).

- Продолжать воспитывать умение выслушивать своих товарищей («Социализация»).

Материалы и оборудование:

Фонограмма «гимн Самары», фонограмма «Самара – городок», книжка в видом Самары, изображение флага и герба Самары, презентации «Достопримечательности Самары», панорама Самары, кисти,клей, салфетки, ножницы, заготовки бумаги для индивидуальной работы, раскраски.

Предварительная работа:

- Рассматривание книжки: Достопримечательности Самары;

- Беседа о городском транспорте;

- Рассматривание иллюстраций «Памятники родного города»

- Игра «Путешествие по родному городу»;

- Игра «В городе».

Методические приёмы: художественное слово (стихи), физкультминутка

«В автобусе», беседа, дидактические игры «Что покажем гостям Самары», «В городе».

Индивидуальная работа: подготовить рассказы по опорным картинкам (презентации) о городе Самаре.

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Алиса из страны чудес. Давайте спросим, может Алисе, нужна наша помощь?

- Здравствуйте Алиса? Мы вам можем чем- то помочь?

Алиса: Здравствуйте дети. Скажите, пожалуйста, что за чудесная страна, в которой я нахожусь?

Воспитатель: Ну что дети, расскажем Алисе, куда она попала?

Дети: Да!

Воспитатель: Алиса, присаживайтесь по удобнее и слушайте. Но для начала давайте скажем, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Россия

Воспитатель: Молодцы! А живем мы в каком городе?

Дети: Самара.

Воспитатель: Уважаемая Алиса, каждая страна, имеет свой гимн, вот и у нашего города есть свой гимн, давайте послушаем.

(Прослушивание фонограммы «Гимн Самары») Теперь послушайте стихи о нашей Самаре.

Самара-

Это трепет парусов!

Ладьи Степана

Вечное стремленье!

Самара-

Затаенности лесов!

Самара-

Это бардов Откровенья!..

Воспитатель: У каждого города есть свой герб. А это герб Самары. (Показывает). Опишите, что на нем изображено? (Ответы детей)



Рассказ воспитателя о гербе Самары.

Герб города Самары представляет собой простой (неразделённый) щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зелёной траве дикая белая коза. Щит Герба увенчан золотой императорской короной». Щит представляет собой прямоугольник.

Воспитатель: Дети, мы часто с вами бываем в заветных местах Самары, давайте и Алисе мы расскажем и покажем о нашем чудесном городе. Но для этого, мы с вами отправляемся в путешествие на автобусе по достопримечательностям Самары. Занимайте места, по удобнее и наш автобус отправляется в путь.

Дидактическая игра «Что покажем гостям Самары?»

Игра начинается с физкультминутки.

Под музыку «Самара-городок» дети имитируют поездку на автобусе. Наклоны вправо-влево, назад - вперёд, немного попрыгать на стуле сидя.

Просмотр презентации. Рассказ по опорным картинкам.

Воспитатель: Если вы не против, я буду экскурсоводом и расскажу вам о достопримечательностях Самары (рассказ начинает с самолета Ил-2, далее: Драм театр, площадь Куйбышева, площадь Славы, Цирк, Ладья и Набережная).

Воспитатель: Как мы долго катались и все устали, чтобы снять усталость, давайте поиграем в замечательную игру: В городе.

Дидактическая игра: В городе. (дети с помощью наклеек на ватмане с изображением города наклеивают недостающие сюжеты).



Воспитатель: Физминутка

Как живут? - разводят руками в стороны.

Как идешь? – идут на месте.

Как бежишь? – бегут на месте.

Ночью спишь? – показывают, как спят.

Как берешь? – тянут руки…



Детские физ. минутки позволяют взбодрить ребенка, помогают развивать координацию движений и способствуют восстановлению внимательности

Воспитатель: Дети, давайте Алисе приготовим подарок о нашем замечательном городе и подарим ей нашу Набережную.

Дети готовят аппликацию, наклеивают на готовый лист с изображением реки Волги, парусник, железное ограждение и кусты.



Воспитатель: Посмотрите, Алиса, теперь этот кусочек нашего города будет украшать вашу страну.

Подведение итогов.

Воспитатель: А теперь, дети посмотрите, вы узнаете эти места? (Показывает эти же места, но в виде раскраски).

Дети называют объекты и получают раскраску. А раскрашивать вы будете дома, чтобы и у вас дома была частичка Самары.

Используемая литература

1. Липатова А.М. Достопримечательности Самары.- Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2008.-288 с.

2. Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. «Изд-во «Гном», 2011.-14с.

undefined

http://kidlib.ru/fizminutki/pg5.html; http://fb.ru/article/128709/fiz-minutka-

pozvolit-vernut-vnimanie-rebenka

Приложение 1

Рассматривание книжки: Достопримечательности Самары





Приложение 2

ДостопримечательностиНабережная Ил - 2





Драмтеатр им.М.Горького

Площадь Куйбышева



Цирк

Площадь Славы