У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Эта разработка посвящается городу-Самаре, которая является Родиной моих воспитанников.
В данной разработке речь пойдёт о достопримечательностях родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Самарой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Мой любимый город – Самара»
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о Самаре. Воспитывать нравственно- патриотические чувства к родному городу.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с достопримечательностями города Самара («Познание»).
- Продолжать закреплять знания о принадлежности к стране и городу («Социализация»).
- Совершенствовать умение создавать из бумаги зеркальный и повторяющийся рисунки («Художественное творчество»).
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родине («Социализация»).
- Продолжать воспитывать умение выслушивать своих товарищей («Социализация»).
Материалы и оборудование:
Фонограмма «гимн Самары», фонограмма «Самара – городок», книжка в видом Самары, изображение флага и герба Самары, презентации «Достопримечательности Самары», панорама Самары, кисти,клей, салфетки, ножницы, заготовки бумаги для индивидуальной работы, раскраски.
Методические приёмы: художественное слово (стихи), физкультминутка
«В автобусе», беседа, дидактические игры «Что покажем гостям Самары», «В городе».
Индивидуальная работа: подготовить рассказы по опорным картинкам (презентации) о городе Самаре.
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости пришла Алиса из страны чудес. Давайте спросим, может Алисе, нужна наша помощь?
- Здравствуйте Алиса? Мы вам можем чем- то помочь?
Алиса: Здравствуйте дети. Скажите, пожалуйста, что за чудесная страна, в которой я нахожусь?
Воспитатель: Ну что дети, расскажем Алисе, куда она попала?
Дети: Да!
Воспитатель: Алиса, присаживайтесь по удобнее и слушайте. Но для начала давайте скажем, как называется наша страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: Молодцы! А живем мы в каком городе?
Дети: Самара.
Воспитатель: Уважаемая Алиса, каждая страна, имеет свой гимн, вот и у нашего города есть свой гимн, давайте послушаем.
(Прослушивание фонограммы «Гимн Самары») Теперь послушайте стихи о нашей Самаре.
Самара-
Это трепет парусов!
Ладьи Степана
Вечное стремленье!
Самара-
Затаенности лесов!
Самара-
Это бардов Откровенья!..
Воспитатель: У каждого города есть свой герб. А это герб Самары. (Показывает). Опишите, что на нем изображено? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя о гербе Самары.
Герб города Самары представляет собой простой (неразделённый) щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зелёной траве дикая белая коза. Щит Герба увенчан золотой императорской короной». Щит представляет собой прямоугольник.
Воспитатель: Дети, мы часто с вами бываем в заветных местах Самары, давайте и Алисе мы расскажем и покажем о нашем чудесном городе. Но для этого, мы с вами отправляемся в путешествие на автобусе по достопримечательностям Самары. Занимайте места, по удобнее и наш автобус отправляется в путь.
Дидактическая игра «Что покажем гостям Самары?»
Игра начинается с физкультминутки.
Под музыку «Самара-городок» дети имитируют поездку на автобусе. Наклоны вправо-влево, назад - вперёд, немного попрыгать на стуле сидя.
Просмотр презентации. Рассказ по опорным картинкам.
Воспитатель: Если вы не против, я буду экскурсоводом и расскажу вам о достопримечательностях Самары (рассказ начинает с самолета Ил-2, далее: Драм театр, площадь Куйбышева, площадь Славы, Цирк, Ладья и Набережная).
Воспитатель: Как мы долго катались и все устали, чтобы снять усталость, давайте поиграем в замечательную игру: В городе.
Дидактическая игра: В городе. (дети с помощью наклеек на ватмане с изображением города наклеивают недостающие сюжеты).
Воспитатель:Физминутка
Как живут? - разводят руками в стороны.
Как идешь? – идут на месте.
Как бежишь? – бегут на месте.
Ночью спишь? – показывают, как спят.
Как берешь? – тянут руки…
Детские физ. минутки позволяют взбодрить ребенка, помогают развивать координацию движений и способствуют восстановлению внимательности
Воспитатель: Дети, давайте Алисе приготовим подарок о нашем замечательном городе и подарим ей нашу Набережную.
Дети готовят аппликацию, наклеивают на готовый лист с изображением реки Волги, парусник, железное ограждение и кусты.
Воспитатель: Посмотрите, Алиса, теперь этот кусочек нашего города будет украшать вашу страну.
Подведение итогов.
Воспитатель: А теперь, дети посмотрите, вы узнаете эти места? (Показывает эти же места, но в виде раскраски).
Дети называют объекты и получают раскраску. А раскрашивать вы будете дома, чтобы и у вас дома была частичка Самары.
Используемая литература
1. Липатова А.М. Достопримечательности Самары.- Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2008.-288 с.
2. Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. «Изд-во «Гном», 2011.-14с.