2023 2022
2 (220) 2023

Мясоедова Н.Т. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Цель: Проконсультировать родителей в случае проявления их детьми агрессивного поведения, чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить.

Одной из основных проблем у воспитателей всё чаще становится проблема агрессии среди детей дошкольного возраста. Дети обзывают друг друга, дразнят, дерутся. Нередко случаются и беспричинные истерики. Воспитатель не всегда может понять причину того или иного поступка ребёнка, поэтому необходимо взаимодействовать с родителями, грамотно консультировать их по необходимости.

Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один". И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственное поведение. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

Детей необходимо научить выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Покажите ребенку бесполезность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди". В детском саду мы всегда говорим с детьми об этом.

Надо исключить ситуации, вызывающие негативное поведение ребенка.

В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним сказку, в котором этот ребенок будет главным героем. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

Родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только негативное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более созидательных целей, если уметь ею управлять. И задача родителей и воспитателей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Вместе с вами, родители, и нам, воспитателям, будет легче справляться с этой нелёгкой задачей. Ведь дети -это будущее. А будущее должно нести созидание, а не разрушение.

Литература:1. Гаспарова Е.М.Агрессивные дети//Дошкольное воспитание.-1989.-№8.

2. Корниенко А.А.Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребёнка. -Екатеринбург, 2017.