Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширить знания о воздухе и воде;
активизировать речь и обогащать словарь.
Средства:
Мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты на ниточке, камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Способы:
-мотивационный момент
-загадывание загадок
-упражнение на дыхание
-физкультминутка «Мы- мыльные пузырики»
-опыты
-итог
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята! Сегодня к нам пришли гости- мыльный пузырь и капелька. Они только что родились и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Итак, загадка:
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это … (глобус)
- Что изображает глобус? (планету).
- Как называется планета? (Земля)
- А какие планеты вы знаете? (Меркурий, Плутон, Марс, Венера).
- А что поддерживает жизнь на земле? (Солнышко).
- Солнце –это планета? (Звезда)
- послушайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
И заглядываешь в оконца,
И зовут тебя все … (Солнце).
- В какое время суток светит Вам солнце? (Днем)
-Целый день солнце освещает Землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?
- Чего больше на Земле: суши или воды?
Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это море и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них? (Тихий океан, Индийский океан, черное море, Азовское море…)
- Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы- это самолеты. Догадались какой это океан?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте, проверим. Зажмите нос и рот. Как Вы себя чувствуете? (плохо).
Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).
Он (воздух) невидимка, волшебник.
Почему мы называем его невидимкой? (прозрачный, и через него все видно)
А что еще прозрачное есть в нашей группе? (стекло)
- А что еще может быть прозрачным? (вода)
- А как мы узнаем: есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Давайте, подуем на ладошку. И что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочки бумаги на себя. Что мы сейчас чувствуем? (ветер)
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так, что же тогда происходит в природе, когда движется воздух? (ветер)
- А теперь обратите внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
- Послушайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
О стенку – не тонет.
Будем о землю кидать
Будет кверху летать.
- Какой удивительный предмет! В речке не тонет, высоко скачет. Играть с ним одно удовольствие. Почему он такой? Что у него внутри? (воздух)
-Вот, видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. Играть можно по-разному. Помните, как Вы летом пускали мыльные пузыри?
Помните, как пускали бумажные кораблики по ручейку? А чтобы кораблик быстрее плыл, Вы дули на него (ему вслед).
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого пушинка будет подниматься выше?». Упражнение на дыхание.
Поставим шарик (из ваты) перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем на шарик. Дуем сильнее и видим, как шарик отлетает вверх.
ФИЗМИНУТКА «МЫ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИКИ»
- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
ОПЫТ 1.
- Дуем через соломинку – сначала тихо.
- Что вы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит?
- Они поднимаются вверх. А почему? (потому что они легкие)
- А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (везде)
- Давайте, проверим.
ОПЫТ 2.
- Что это? (стакан)
- Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)
-Давайте, проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан. Почему? (т.к. там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.
- Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат какие-то предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?
(Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребята, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду деревянный брусок. Что с ним происходит? (не тонет).
- А почему он не тонет? (легкий, деревянный)
-Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы с вами сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды.
-Вода – это что? (жидкость)
-Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в мороз)
- А когда превращается в пар? (летом, в жару).
- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)
-Давайте, покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде).
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились!
- Почему у тебя вода желтая? (потому что добавим желтую краску). На какой сок вода похожа? (ЛИМОННЫЙ)
-А у тебя вода красная. На какой сок похожа? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
-А если соль? (соленая)
-Лимон? (кислая)
-Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.
ИТОГ:
-Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?
Библиографический список:1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»,- Воронеж, 2006
2. Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»,- М., 2011
3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширить знания о воздухе и воде;
активизировать речь и обогащать словарь.
Средства:
Мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты на ниточке, камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованный мыльный пузырь и капелька.
Способы:
-мотивационный момент
-загадывание загадок
-упражнение на дыхание
-физкультминутка «Мы- мыльные пузырики»
-опыты
-итог
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Ребята! Сегодня к нам пришли гости- мыльный пузырь и капелька. Они только что родились и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Итак, загадка:
Шар земной внесли в автобус,
Оказался это … (глобус)
- Что изображает глобус? (планету).
- Как называется планета? (Земля)
- А какие планеты вы знаете? (Меркурий, Плутон, Марс, Венера).
- А что поддерживает жизнь на земле? (Солнышко).
- Солнце –это планета? (Звезда)
- послушайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
И заглядываешь в оконца,
И зовут тебя все … (Солнце).
- В какое время суток светит Вам солнце? (Днем)
-Целый день солнце освещает Землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?
- Чего больше на Земле: суши или воды?
Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это море и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них? (Тихий океан, Индийский океан, черное море, Азовское море…)
- Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы- это самолеты. Догадались какой это океан?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.
- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте, проверим. Зажмите нос и рот. Как Вы себя чувствуете? (плохо).
Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).
Он (воздух) невидимка, волшебник.
Почему мы называем его невидимкой? (прозрачный, и через него все видно)
А что еще прозрачное есть в нашей группе? (стекло)
- А что еще может быть прозрачным? (вода)
- А как мы узнаем: есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Давайте, подуем на ладошку. И что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочки бумаги на себя. Что мы сейчас чувствуем? (ветер)
Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так, что же тогда происходит в природе, когда движется воздух? (ветер)
- А теперь обратите внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
- Послушайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
О стенку – не тонет.
Будем о землю кидать
Будет кверху летать.
- Какой удивительный предмет! В речке не тонет, высоко скачет. Играть с ним одно удовольствие. Почему он такой? Что у него внутри? (воздух)
-Вот, видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. Играть можно по-разному. Помните, как Вы летом пускали мыльные пузыри?
Помните, как пускали бумажные кораблики по ручейку? А чтобы кораблик быстрее плыл, Вы дули на него (ему вслед).
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого пушинка будет подниматься выше?». Упражнение на дыхание.
Поставим шарик (из ваты) перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем на шарик. Дуем сильнее и видим, как шарик отлетает вверх.
ФИЗМИНУТКА «МЫ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИКИ»
- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
ОПЫТ 1.
- Дуем через соломинку – сначала тихо.
- Что вы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит?
- Они поднимаются вверх. А почему? (потому что они легкие)
- А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)
- А где еще можно увидеть воздух? (везде)
- Давайте, проверим.
ОПЫТ 2.
- Что это? (стакан)
- Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)
-Давайте, проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан. Почему? (т.к. там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.
- Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат какие-то предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?
(Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)
- Ребята, что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду деревянный брусок. Что с ним происходит? (не тонет).
- А почему он не тонет? (легкий, деревянный)
-Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы с вами сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)
- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды.
-Вода – это что? (жидкость)
-Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в мороз)
- А когда превращается в пар? (летом, в жару).
- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)
-Давайте, покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде).
- Ой, какие разноцветные стаканчики получились!
- Почему у тебя вода желтая? (потому что добавим желтую краску). На какой сок вода похожа? (ЛИМОННЫЙ)
-А у тебя вода красная. На какой сок похожа? (томатный)
- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)
-А если соль? (соленая)
-Лимон? (кислая)
-Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.
ИТОГ:
-Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?
Библиографический список:1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»,- Воронеж, 2006
2. Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»,- М., 2011
3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»