2023 2022
1 (219) 2023

Колесникова Т.А. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ВОЗДУХ И ВОДА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширить знания о воздухе и воде;
активизировать речь и обогащать словарь.

Средства:

Мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты на ниточке, камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Способы:
-мотивационный момент
-загадывание загадок
-упражнение на дыхание
-физкультминутка «Мы- мыльные пузырики»
-опыты
-итог

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ребята! Сегодня к нам пришли гости- мыльный пузырь и капелька. Они только что родились и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Итак, загадка:

Шар земной внесли в автобус,

Оказался это … (глобус)

- Что изображает глобус? (планету).

- Как называется планета? (Земля)

- А какие планеты вы знаете? (Меркурий, Плутон, Марс, Венера).

- А что поддерживает жизнь на земле? (Солнышко).

- Солнце –это планета? (Звезда)

- послушайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

И заглядываешь в оконца,

И зовут тебя все … (Солнце).

- В какое время суток светит Вам солнце? (Днем)

-Целый день солнце освещает Землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?

- Чего больше на Земле: суши или воды?

Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это море и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них? (Тихий океан, Индийский океан, черное море, Азовское море…)

- Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы- это самолеты. Догадались какой это океан?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

Давайте, проверим. Зажмите нос и рот. Как Вы себя чувствуете? (плохо).

Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать).

Он (воздух) невидимка, волшебник.

Почему мы называем его невидимкой? (прозрачный, и через него все видно)

А что еще прозрачное есть в нашей группе? (стекло)

- А что еще может быть прозрачным? (вода)

- А как мы узнаем: есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Давайте, подуем на ладошку. И что мы чувствуем? (холод)

Помашите листочки бумаги на себя. Что мы сейчас чувствуем? (ветер)

Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так, что же тогда происходит в природе, когда движется воздух? (ветер)

- А теперь обратите внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

- Послушайте загадку:

Кинешь в речку – не тонет,

О стенку – не тонет.

Будем о землю кидать

Будет кверху летать.

- Какой удивительный предмет! В речке не тонет, высоко скачет. Играть с ним одно удовольствие. Почему он такой? Что у него внутри? (воздух)

-Вот, видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. Играть можно по-разному. Помните, как Вы летом пускали мыльные пузыри?

Помните, как пускали бумажные кораблики по ручейку? А чтобы кораблик быстрее плыл, Вы дули на него (ему вслед).

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет подниматься выше?». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик (из ваты) перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем на шарик. Дуем сильнее и видим, как шарик отлетает вверх.

ФИЗМИНУТКА «МЫ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИКИ»

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

ОПЫТ 1.

- Дуем через соломинку – сначала тихо.

- Что вы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит?

- Они поднимаются вверх. А почему? (потому что они легкие)

- А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (везде)

- Давайте, проверим.

ОПЫТ 2.

- Что это? (стакан)

- Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)

-Давайте, проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан. Почему? (т.к. там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат какие-то предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

(Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребята, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду деревянный брусок. Что с ним происходит? (не тонет).

- А почему он не тонет? (легкий, деревянный)

-Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы с вами сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды.

-Вода – это что? (жидкость)

-Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в мороз)

- А когда превращается в пар? (летом, в жару).

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

-Давайте, покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде).

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились!

- Почему у тебя вода желтая? (потому что добавим желтую краску). На какой сок вода похожа? (ЛИМОННЫЙ)

-А у тебя вода красная. На какой сок похожа? (томатный)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

-А если соль? (соленая)

-Лимон? (кислая)

-Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.

ИТОГ:

-Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?

Библиографический список:1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»,- Воронеж, 2006

2. Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»,- М., 2011

3. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»