На основе показателей, предложенных А.А. Чеменевой, Е.В. Вербовской, В.Р. Поповой была проведена оценка профессиональной компетентности каждого педагога по указанным показателям:
- Методическая компетентность;
- Технологическая компетентность;
- Коммуникативная компетентность;
- Деятельностная компетентность;
- Креативная компетентность;
- Игровая компетентность;
- Рефлексивная компетентность;
Оценка уровня профессиональной компетентности:
Высокая степень выраженности характеристики в большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению педагога.
Средняя степень выраженности характеристики, проявляется в профессиональных ситуациях. Поведение педагога не соответствует утверждению.
Низкая степень выраженности характеристики, поведение педагога не соответствует утверждению.
Распределение педагогов по степени выраженности различных видов профессиональных компетентностей
Вывод:
Показатель «высокая степень выраженности» max выявлен в рефлексивной компетентности. Следом – игровая и коммуникативная
Показатель «средняя степень выраженности» max выявлен в методической компетентности. Следом – деятельностная и креативная
Показатель «низкая степень выраженности» max выявлен в креативной компетентности. Следом – методическая и технологическая. Причем, в рефлексивной компетенции не выявлен данный показатель
Предлагаем рассмотреть задачи работы для педагога, если компетенция западает.
Игровая компетентность воспитателя ДОО.
Интегральное личностное образование, включающее совокупность мотивационно-ценностных ориентаций, личностных и профессиональных качеств педагога, знаний и умений, позволяющих ему обеспечивать условия, направленные на создание позитивной социальной ситуации развития всех участников образовательных отношений.
Игровая компетентность воспитателя ДОО представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного; когнитивного; деятельностного; личностно-профессионального.
Задачи:
- Развивать мотивационно-ценностный компонент игровой компетентности педагога – понимание и осознание задач, путей и средств построения профессиональной деятельности
- Развивать когнитивный компонент игровой компетентности педагога – знания о законах психического и личностного развития детей на разных этапах онтогенеза, а также осознание способов личностного и профессионального саморазвития.
- Развивать деятельностный компонент игровой компетентности педагога – развернутые умения на практике осуществлять педагогическую деятельность в контексте требований ФГОС ДО по созданию условий для становления и - развития предметной, игровой деятельности детей на основе осознанного и произвольного конструирования педагогом своей профессиональной деятельности: умения играть, целенаправленно строить, развивать, менять, контролировать, анализировать и рефлексировать как собственную игровую деятельность, так и игру других людей.
- Развивать личностно-профессиональный компонент игровой компетентности воспитателя: эмпатию, креативность, ответственность, критичность, способность рефлексировать, оценивать собственную личностную и профессиональную позиции, профессиональную деятельность коллег, игровую деятельность детей, а также отношение специалиста к себе как профессионалу и к собственной профессии.
Организация личностно-ориентированного обучения педагогов, результатом которого должно стать развитие их игровой компетентности.
Первое условие — наличие внутренней мотивации педагогов к обучению. Это значит, что педагоги должны не только повышать свой профессиональный уровень, свою квалификацию в отношении создания условий, обеспечивающих полноценное психическое, личностное развитие детей, но и осваивать способы собственного саморазвития и самоизменения.
Например, для активизации у воспитателей мотивов признания и самоутверждения руководитель методической службы может привлекать их к анализу календарных планов работы коллег. Активизировать мотивы самовыражения методист может путем побуждения воспитателей к экспертизе апробируемых в практике технологий развития детей в игре. Это потребует от педагогов уточнения и расширения их знаний, связанных с теорией игры, то есть организации деятельности самообразования.
Итак, второе необходимое условие организации личностно-ориентированного обучения и повышения профессиональной (игровой) компетентности педагога ДОО — самообразование педагогов.
Рефлексивная компетенция педагога:
Задачи:
Развивать умение анализировать и обобщать свой педагогический опыт с целью выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению
Развивать способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий; осознание смыслов и ценностей своей педагогической деятельности; сознание особенностей своей личности; позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем; способность находить оптимальные выходы из затруднительных педагогических ситуаций; активно и позитивно воздействовать на окружающих
Развивать навыки самоанализа профессиональной деятельности
Повышать уровень педагогической культуры
Деятельностная компетентность:
Задачи:
Развивать умения ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- формировать способность планирования, анализа с последующей рефлексией, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- совершенствовать способности задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- развивать умения выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- развивать умения осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом требований и норм.
Коммуникативная компетентность:
Задачи:
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Технологическая компетентность:
Задачи:
- развивать навыки и умения работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- совершенствовать умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- расширять кругозор и умение ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- продолжать совершенствование умения применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии
Методическая компетентность: это интегративное свойство личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием коммуникативной компетентности, образованием, воспитанием и развитием воспитанников.
Профессиональные знания+ Профессиональные умения +Личностные качества
Задачи:
- продолжать формировать умение и знания педагога при работе в современной информационной среде для поиска новых возможностей. Данный компонент подразумевает анализ предполагаемых результатов, построение логики при изучении предмета, с включением новых видом, форм и методов педагогической деятельности.
- развивать умения педагога к применению информационных технологий в образовательном процессе.
- формировать умения и навыки анализировать образовательный процесс
-Развивать гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе;
- Развивать способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.;
- Развивать эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом;
- Формировать умение преодоления стереотипов;
- Развивать способность творчески и неординарно подходить к решению задач, формированию содержания, средств и форм обучения.
Креативность понимается как творческие возможности (способности) педагога, которые проявляются в мышлении. Таким образом, креативность наиболее ярко проявляется лишь на «высоких» уровнях становления педагогического мышления.
На основе полученных результатов можем сделать выводы: возможно определить проблемные зоны у педагогов, требующих целенаправленного развития; можем дифференцировать педагогов по уровням сформированности компетенций.
Предлагаем выше представленные компетенции обьединить:
- личностно-коммуникативная компетентность - относится к личности педагога, к его самовосприятию, личностным качествам, мотивам, ценностям, умения выстраивать отношения сотрудничества
- креативно-рефлексивная компетентность - относится к личным характеристикам педагога, самоанализу, саморазвитию, творческому поиску и самосовершенствованию.
- деятельностно-игровая компетентность - относится к профессиональным характеристикам педагога, связанных с профессиональным умениям, планированием.
- метедически-технологическая компетентность - относится к профессиональным характеристикам педагога, знаниям о методике и технологии педагогической деятельности.
Дифференциация педагогов по уровням сформированности профессиональной компетентности
Молодые педагоги
Педагоги специалисты
Педагоги профессионалы
Данная группа педагогов имеет базовые навыки профессиональной компетенции. Несмотря на наличие базовых компетенций, полученных в ходе получения профессии. Группа педагогов затрудняется в организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей, в организации игровой деятельности детей, в умении самостоятельно разрабатывать и применять педагогическую диагностику и оценивать эффективность применения педагогических технологий. На недостаточном уровне владеют коммуникативной компетенцией, не умеют создавать методическую продукцию, востребованную другими педагогами.
Есть набор знаний и умений, но нет опыта применения, нет эффективности применения на практике. Данный уровень характеризуется наличием у педагога бессистемных отрывочных знаний в области дошкольной педагогики, психологии и методик наряду с неосознанием педагогом собственной некомпетентности.
Несформированность процедур постановки и решения профессиональных задач.
Данная группа не способна осуществлять прогноз, принимать управленческие решения на основе анализа имеющейся информации.
Слабо развит коррекционный компонент: умение корректировать процесс педагогического действия в каждом его этапе, принимая во внимание результаты промежуточной и окончательной диагностики.
Человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Здесь возможны два исхода:
а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности) б) деструктивный (форма социальной пассивности).
Конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации приобрести недостающие профессиональные знания, умения. навыки.
Деструктивный исход может приводить к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологического дискомфорта, повышенной тревожности и др., которые мешают дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерно следующая профессиональная рефлексия субъекта “ Я знаю, что я не знаю”.
Не развита способность педагога как личности к видам деятельности, связанным с технологиями работы с вычислительной и оргтехникой и с информацией, технологиями применения на практике в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Педагог, который может быть отнесен к данному уровню, имеет неполные психолого-педагогические знания наряду с осознанием собственной некомпетентности.
Группа педагогов с опытом работы, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и владеющие в достаточной мере всеми профессиональными компетенциями. Достаточно хорошо владеют навыками мобильно менять образовательный процесс, вносить изменения в предметно-пространственную среду для создания условий социализации и индивидуализации детей, владеют креативными техниками, способны сознательно выявить цели и задачи собственной пед деятельности. Самостоятельно разрабатывают рабочую учебную программу образовательной деятельности. Педагоги свободно ориентируются в специфике дошкольного образования и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Хорошо владеют навыками игровой компетенции, знают и применяют на практике способы профессионального самосовершенствования. Самостоятельно обобщают опыт работы и соотносят его с законодательной и нормативно- правовой базой дошкольного образования. Несмотря на то, что педагоги в достаточной мере владеют всеми профессиональными компетенциями, есть трудности в методической компетенции, коммуникативной (в выстраивании отношений с коллегами).
Характерна профессиональная самооценка субъекта в следующей форме: “ Я знаю, что я знаю”. Умение применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений,
владеет компетентностью в сфере инклюзивного образования: представление об организации и содержании образовательного процесса в условиях инклюзивного образования; аффективные реакции и эмоциональная оценка чувства, переживания, связанные с инклюзивным образованием как объектом социальной установки; готовность к проявлению компетентности, а также намерения, планы, замыслы действий.
Но требует дальнейшего развития коммуникативный компонент - способность педагога организовывать взаимодействие и общение с участниками инклюзивного образовательного пространства, владеть адекватными средствами и техниками коммуникации, а также умение исполнения методов и технологий инклюзивного образования для ребят с различными образовательными нуждами и разными типами патологий в развитии ввиду редких практических применений.
Группа педагогов владеющая профессиональными компетенциями на высоком уровне. В педагогическом коллективе выступают в роли наставников для молодых педагогов, принимают участие в методических объединениях, рабочих группах, как своей организации так и на уровне муниципальных методических объединения. Способны к самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию. Педагоги – профессионалы обладают следующими качествами:
• стремление к личностному развитию и креативность;
• мотивация и готовность к инновациям;
• понимание современных приоритетов дошкольного образования;
• способность и потребность в рефлексии.
Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности.
обладает особым типом организации предметно-специфических знаний в этой области и способностью принятия эффективных решений.
Обладает умением развивать творческие способности учащихся, формировать общечеловеческие ценности, воспитывать здоровый образ жизни.
Приобретение и преобразование знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности.
Высокий уровень мотивации, направленность педагогической деятельности наряду с психолого-педагогической грамотностью, зрелостью самосознания, готовностью к рефлексии, самоконтролю и самооценке.
Готовность педагогов повышать свою квалификацию.
Умение ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики.
Умение и способность сплотить детский коллектив, мотивировать его на решение каких либо задач, а также правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать ее. Одним из проявлений этих способностей является выработка своеобразного чувства времени – умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки.
Педагогическая интуиция - предвидение последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым ребенком, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и личностном развитии.
Задачи работы
1. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
2. Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.
3. Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.
4. творческого потенциала педагогов Способствовать раскрытию и раскрытие индивидуальности.
5. Сформировать собственную профессиональную траекторию по всем видам компетентности.
1. Развивать способность выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам.
2. Сформировать позитивное отношение и готовность к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ.
3. Ориентироваться на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование.
4. Формировать способности к восприятию нового, раскрыть творческий потенциал.
1. Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.
2. Повышать уровень профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.
3. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях.
Формы работы
Работа с педагогом-наставником
Повышение квалификации
Школа молодого педагога
Посещение методических объединений
Консультации индивидуальные и общие
Педагогические советы
Тренинги, семинары, деловые игры
Саморазвитие
Повышение квалификации
Аттестация
Показ открытых занятий
Участие в педагогических советах, методических объединениях, творческих группах, смотрах-конкурсах, семинарах, тренингах, деловых играх
Наставничество молодых педагогов
Активное участие в организации и проведении семинаров, методических объединений, мастер-классов
Публикации в СМИ, журналах
Обобщение педагогического опыта
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Участвовать в разработке программ ДОУ (ООП, программа воспитания)
Педагог в профессии
В различных областях науки термин «самоактуализация» используется и интерпретируется примерно одинаково, обозначая стремление человека к актуализации своего внутреннего потенциала.
Е.Е. Вахромов выделяет следующие особенности деятельности человека, направленной на самоактуализацию:
- объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);
-эта деятельность сопровождается конкретными, описуемыми результатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, попадающими под определение «развитие», «рост»;
- хотя эта деятельность и выглядит самодостаточной, основанной исключительно на внутреннем потенциале, «самости» – достижение требуемых изменений в реальности и себе не может быть достигнуто вне «ситуации», без опосредования «другими»;
-хотя в этой деятельности человек использует свои задатки и способности, тесно связанные с наследственными факторами, социальные и средовые факторы определяют результаты этой деятельности в большей степени, чем наследственные;
эта деятельность предполагает самотрансцендирование: ни одна из целей не может считаться окончательной, конечной.
Термин «самоактуализация» тесно связан с такими понятиями, как: саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание, самопознание, самообразование, самоосуществление и самовыражение.
Изучив определения вышеперечисленных терминов в различных словарях по педагогике и психологии, дадим их общее понимание:
Саморазвитие – это активное развитие человеком самого себя в направлениях, определенных врожденными особенностями и способностями; обогащение способностей и качеств человека в ходе целесообразной деятельности и присвоения социального опыта. Носит в основном стихийный характер.
Самосовершенствование – осознанный процесс развития личности, в результате которого формируются и развиваются личностные качества и способности. Происходит вследствие соотнесения поступков с выработанным идеалом, сопровождается переоценкой себя.
Самовоспитание – это сознательная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных личностных качеств, преодоление своих недостатков в соответствии с имеющимися идеалами и ценностями. Мотивом самовоспитания выступает недовольство собой и несоответствие себя своим идеалам. Возникает вследствие самоанализа. Эффективно при адекватной самооценке и соответствии реальным способностям и возможностям человека.
Самопознание – познание человеком самого себя. Включает в себя следующие процессы: развитие познавательных способностей, накопление материала для познания, изменение личности. Самопознание есть фактор саморазвития и самосовершенствования человека.
Самообразование – форма индивидуальной учебной деятельности человека, направленная на приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи обучающего. Возможно при следующих условиях: видение жизненного смысла в учении, сознательная постановка целей самообразования, способность к самостоятельному мышлению, самоорганизация, самоконтроль. Является необходимой составляющей саморазвития.
Самовыражение – выражение своей индивидуальности, оригинальности и самобытности в каком-либо виде деятельности с целью проявить себя.
Самоосуществление – «процесс исполнения экзистенции… это воплощение человеком всех своих сущностных сил в свое существование с целью обретения значимости себя, уверенности в себе и в своей жизни; это конечный результат всех усилий, потенций, стремлений, воплощаемых в жизнь».
Главное для всех педагогов - удовлетворенность своими результатами.