Выпуск № 10 (85) 2021

Пашкова И.С. Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельности

Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительностью.
Ушаков Д.Н.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, способствует проявлению его способностей.
Основные виды изобразительной деятельности дошкольников:
- рисование
- аппликация
- конструирование
- лепка
- ручной труд.
Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку огромные возможности в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.
Остановимся на таком виде изобразительной деятельности как лепка, а конкретнее, на нетрадиционной технике работы с пластилином «Пластилинографии», которой я занимаюсь в кружковой работе с детьми уже много лет.
Принцип данной техники – создание лепной картины с изображением выпуклых, полуобъемных форм на горизонтальной поверхности.
Материал занятий представляет собой последовательность выполнения работ, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже знакомых формах, приемах данной технологии, но при этом дополнено более сложными элементами и способами лепки.
Пластилинография способствует развитию мелкой моторики рук, сенсомоторики (согласованность глаза и руки, координации движений, гибкости и силы), способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, фантазию, побуждает к самостоятельности и творчеству.
За многолетний опыт работы в данной технике, занимаясь с детьми с разным уровнем овладения художественными навыками, способностями, я замечаю положительную динамику от использова-ния данного вида лепки. Дети достигают хороших результатов во всех видах деятельности, и не только в изобразительной. Они стано-вятся более уверенными, самостоятельными, активными, усидчивыми, творческими личностями!
На занятиях дети могут предлагать темы для картин, способы декорирования, самостоятельно подбирают цветовое решение. Так же как и в рисовании, дети любят экспериментировать с цветом. Они с удовольствием смешивают цвета между собой, получая новые оттенки.
Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании картинки, позволяет детям проявлять оригинальность, самостоятельность, доводить дело до конца.
Основные направления работы с детьми:
-           Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
-           Самостоятельная деятельность;
-           Интеграция образовательных областей;
-           Рассматривание альбомов, иллюстраций;
-           Беседы, наблюдения, экспериментирования.
-           Организация творческих выставок детских работ.
Так же важным моментом для поддержки детской инициативы, творчества, самостоятельности является недерективное, дружеское отношение к ребенку. Дети очень тонко все чувствуют, особенно, как к ним относится взрослый. Нужно находить подход к каждому ребенку.
На своих занятиях я стараюсь за каждое успешно выполненное задание, даже самый маленький успех в работе, похвалить, подбодрить. Ни в коем случае не критиковать работы детей. Уважать и ценить каждого ребенка, не зависимо от его достижений, достоинств и недостатков. Создавать положительный микроклимат на занятиях, использовать теплые, ласковые слова, проявлять деликатность и терпимость. Тогда и детям и педагогу будет легко ставить и достигать любые цели!
Рекомендации педагогам для развития и поддержки детской самостоятельности и инициативности:
- Обеспечение доброжелательной, благоприятной атмосферы,
отказ от авторитарного стиля общения, отсутствие критики и оценок в сторону ребенка;
-           Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-           Создание условий для принятия решений, выражения своих мыслей и чувств;
-           Поощрение высказывания оригинальных идей;
-           Использование вопросов «Что предлагаете?», «Как сделать?», «Как нам поступить?».
Литература:
1.       Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
2.       Казакова Т. г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»/ Т. г. Казакова. — М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006
3.       Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., 2014г.