2023 2022
1 (219) 2023

Холодова Г.В. КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НПВ НА ТЕМУ «КУКЛА КРУПЕНИЧКА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Цель: формирование интереса к традициям и обычаям русского народа, к народной культуре.

Образовательные задачи: научить изготавливать куклу-оберег «Крупеничку»; обогатить представления детей о народных куклах, через знакомство с куклой «Крупеничкой»; продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

Развивающие задачи: продолжать развивать познавательный интерес и любознательность, развивать мелкую моторику, внимание, творческое мышление; развивать эстетический вкус.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательные отношения друг к другу; воспитывать любовь к русским традициям и обычаям. воспитывать любовь к Родине и русскому народу, интерес и бережное отношение к игрушкам; трудолюбие, аккуратность.

Материал: куклы: тряпичные, современная кукла, кусочки ткани разного цвета, зерно, монетка, мерный стаканчик для крупы и тарелочка на каждого ребенка, нитки, горшочки с землей, зерно для посева, лейка для каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с русской народной куклой «Крупеничка», изготовление разных видов народных кукол, беседа о традициях русского народа, работа со схемами.

Ход ОД

I. Вводная часть

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. И подарим хорошее настроение и улыбки.

-Ребята, вы знаете, что по народному поверью зима начинается с 22ноября.Как называется этот день?

Дети– Матренин день.

Воспитатель: А что мы знаем про этот день? – С этого дня зима на ноги встает, налетают морозы.

Воспитатель: Сыплет зима из правого рукава снег, а из левого иней. Велит печки топить и одеваться потеплее. А в народе есть приметы. Именно по этому дню можно узнать, какой будет зима?

Дети– Если на Матренин день иней на деревьях, то будут морозы.

Воспитатель: -А еще какую примету забыли? –

Дети– А если будет туман - к оттепели.

Воспитатель: - А теперь давайте с вами пройдем. Посмотрите, что это такое? (воспитатель показывает на корзину). А что бы вы узнали, что лежит в нем, надо отгадать загадки:

Глазки голубые, кудри золотые.

Губки розовые, что это значит?

Дочка, а не плачет, спать уложишь -

Будет спать день, и два, и даже пять.

(кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука современную куклу).

- Скажите, а для чего нам нужна кукла? (ответы детей: кукла нужна для игры, для красоты)

- Как вы думаете, всегда ли кукла была такая, какой мы видим сейчас? (ответы детей: нет, куклы были разные фарфоровые, деревянные, тряпичные, соломенные).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о народных куклах

- Да, куклы разные, но у меня в корзине есть еще куклы.

А какие, Вы узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель: -Будет мир да лад в семье, Хлеб да каша на столе. Эта кукла всем на диво Гречкой и пшеном набита. (Крупеничка)

1-й ребенок: «Зерновушка (Крупеничка». Она делалась после уборки урожая. Ее делали из ткани и зерна. Хранили в доме для достатка.

Воспитатель: -Травок летом насушила, Кукле в юбочку зашила, Повязала ей платок. В каждой ручке - узелок. (Кубышка-травница)

2-й ребенок: А мне нравится- «Травница». Куклу делали из душистой травы и ткани. Ее делали для здоровья. И она очень хорошо душистая. Хранили куклу возле постели.

Воспитатель: -Белый день сменяет ночка. Народится сын иль дочка. И в кроватку для порядку Малышу кладут… (кувадку)

3-й ребенок: А я хочу рассказать о «Кувадке». Малыша в пелёнках называли «Кувадкой (или пеленашкой) » и куколку из ткани, которую клали в люльку, где он спал, тоже называли «пеленашкой». А ещё считалось, что пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку

II. Основная часть

Воспитатель: Значит, 22 ноября вступает зима в свои права. Урожай давно убран, земля отдыхает, время свободного побольше. Девушки и молодые люди долгими зимними вечерами мастерили в своих мастерских разные игрушки, вязали кружева, занимались изготовлением разных кукол. «Крупеничек»

Воспитатель: А почему у нее такое название?

Дети – Внутри каждой куклы есть мешочек с крупой.

Воспитатель: Правильно, (имя) Это была главная кукла в крестьянской семье. Она считалась оберегом на сытость, внутри ее мастерицы клали монетку, чтобы в семье был достаток. И место этой куклы было в «красном углу»

Воспитатель: Давайте вспомним, а какую крупу можно использовать при изготовлении «Крупенички»?

Дети -Рис, греча, овес, пшеница

Воспитатель: Рис - самое дорогое зерно. Его подавали на праздник. Греча – символизирует сытость и богатство. Пшеница, овес- на силу. Всю зиму русские люди хранили эту куклу. Зимой было время и для игр.

Хороводная игра «Посею лебеду на берегу»

Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.

Идут по кругу

Кружатся….

Погорела лебеда без дождя, Моя крупная рассадушка, Моя крупная зелёная.

Держатся руками за щечки и качают головой Кружатся

Пошлю казака по воду, - Поочередно правой и левой рукой ладонью вверх показывают отправление

Ни воды нет, ни казаченька, Ни воды нет, ни казаченька. –Пожимают плечами, руки внизу ладошками вверх

Кабы мне да, младой, ворона коня, - Идут вперед в центр, руки на поясе, топают ногой и идут назад на свое место и топают ногой

Я бы вольная казачка была, Я бы вольная казачка была.-кружатся

Скакала бы- ногу на носок, плясала – ногу на пятку, по лугам,- притопывают

По зелёным по дубравушкам, По зелёным по дубравушкам. –обе руки вверх, помахать

С донским, с молодым казаком, - руки «полочкой» перед грудью

Со удалым добрым молодцем, Со удалым добрым молодцем. -кружатся, рукая вверх

Посею лебеду на берегу, Мою крупную рассадушку, Мою крупную зелёную.

Идут по кругу, притопывая.

Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в нашу мастерскую. (дети садятся на свои места)

Воспитатель: Обратите внимание на доску. На ней находится схема последовательного выполнения куклы «Крупенички».

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель: А чтобы дело спорилось слушаем русские народные мелодии

(Воспитатель помогает детям завязывать ручки туго, чтобы ниточки не слетели, обращает внимание детей внимательно смотреть на схему, ее последовательность)

Воспитатель: Дети вам понравилось мастерить кукол своими руками? – Да.

Воспитатель: Давайте подарим их нашим гостям с пожеланием:

Как крупеничка полна, так и добра в доме полно чтоб было! (Дети повторяют, дарят куколок гостям)

III. Заключительная часть

Воспитатель: молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу. А когда закончится зима, наступит весна. Весной русский народ сеял зерно. Посмотрите картинку «Сев». Самое первое в землю бросали зерно из куклы Крупенички.

Хотите посеять зерно?

Дети: да! Дети сеют зерно в горшочек, поливают

Воспитатель: -Мы с вами поставим горшочек на окно и будем наблюдать, какой урожай у нас получиться.

Ставят горшочки на подоконник, прощаются с гостями.Литература:

1. Введенский, А.И. Катина кукла / А.И. Введенский. - М.: М-Л: Детгиз, 1994. - 119 c

2. Волкова, Я.В. Детские куклы и обереги / Я.В. Волкова. - Москва: ИЛ, 2017. - 363 c.

3. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с., ил.

4. Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 2008 г.

6. Кирюшатова Т.Н.: Кукла в помощь! Советы деда-кукловеда,-М: Антология, 2019,40с.

7. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.

8. Котов И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла», СПБ; Паритет,2003;240с.

9. Л. В. Иванова, Народные обрядовые праздники, М.; 2009г.

10. Москин Д,Яшкова Т. «Загадки народной куклы», Петрозаводск, Периодика, 2010,68с.

11. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56

12. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

13. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007