Выпуск № 53 (128) 2021

Василенко О.В., Сиденко Ю.А., Колмыкова О.В., Сабельникова М.М. Развитие лексического строя речи старших дошкольников на основе полисенсорного подхода

Проблема развития лексического строя речи является одной из актуальных в современной дошкольной педагогике. Известна тесная взаимосвязь формирования лексики ребенка и развития его познавательной деятельности. Овладение словом отражает процесс соотношения мышления и речи в сознании ребенка и во многом определяется уровнем его интеллектуального развития, сформированностью восприятия, памяти и других психических процессов. Однако, как указывает Л.С. Выготский, значение слова представляет собой единицу речевого мышления, т.е. лексическая система речи существенно влияет как на речевое развитие в целом, так и на формирование познавательной деятельности ребенка в частности.
Актуальность проблемы развития словаря детей дошкольного возраста находит отражение в образовательной области «Речевое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Отмечается важность обогащения активного словаря детей [2].
Проблеме исследования лексического строя речи в онтогенезе посвящены многочисленные труды (Т.Г. Аркадьева, Е.А. Аркин, Е.Н. Винарская, Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, НИ. Жинкин, А.В. Захарова, М.М. Кольцова, Е.С. Кубрякова, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Наумова, Г.Л. Розенгард-Пупко,
Н.В. Серебрякова, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.)
Нарушение в овладении лексической системой языка вызывает значительные затруднения в общении, сотрудничестве детей с окружающими, оказывает отрицательное влияние на процесс формирования познавательной деятельности, задерживая развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, что является препятствием при овладении школьной программой.
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит задача поиска и выбора таких педагогических средств, которые отвечали бы современным требованиям и соответствовали возрастным и индивидуальным особенностями детей.
Полисенсорный подход может рассматриваться как эффективный вариант работы по развитию словаря. В ряде исследований рассматривается принцип опоры на разные уровни организации психических функций, использования сохранных анализаторных систем, создания новых функциональных систем, программируемости и контроля (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.П. Григорьева, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова). Всесторонне изучено формирование перцептивных действий в генезисе осязательного (Т.О. Гиневская,
В.П. Зинченко, А.Г. Рузская), кинестетического (Я.З. Неверович), визуального (Р. Арнхейм, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Л.П. Григорьева, М.И. Лисина и др.) и аудиального
(Т.В. Едновицкая, Ф.Ф. Pay, Т.А. Репина) восприятий.
Понятие «полисенсорный» представляет собой совокупность различных ощущений, привычный характер реальных восприятий, которые редко сводятся к одной модальности ощущений [].
Г.А. Ванюхина определяет состав полисенсорного комплекса восприятий в горизонтальной и вертикальной векторности:
- горизонтальная: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус;
- вертикальная: физиология, психика, символика, логика, речь, общение, интуиция [1].
Автор выделяет следующие виды восприятия (Рис. 1):
Нами выделены три этапа работы по развитию лексического строя речи старших дошкольников на основе полисенсорного подхода.
Первый этап – подготовительный.
Цель: создать базу для развития словаря, а именно накапливать импрессивный словарь, уточнять значения слов с опорой на ведущую модальность восприятия.
Второй этап – основной.
Цель: переводить слова из пассивного словаря в активный; развивать экспрессивный словарь, одновременно транслируя программный материал на зрительную, тактильно-кинестетическую и слуховые модальности.
Третий этап – заключительный.
Цель: использовать слова разных частей речи (существительные, прилагательные, глаголы) в самостоятельных связных высказываниях, интегрируя разные виды модальности.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать комплекс заданий для накопления импрессивного словаря, уточнения значений слов с опорой на ведущую модальность восприятия.

Рис. 1. Виды восприятия (по Г.А. Ванюхиной)


Для развития лексического строя речи детей с визуальным типом модальности можно использовать следующие игры.
«Сложи полоски»
Нарезаются полоски, отличающиеся длиной на 1 см. Диапазон полосок от 3 см до 16 см. Надо сложить полоски в лесенку, но, не соприкасаясь друг с другом.
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т.д.
Для развития лексического строя речи детей с ведущим тактильно-кинестетическим типом модальности рекомендуем применять такие игровые упражнения как:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
1) В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
2) «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т.д.
Для развития лексического строя речи детей с ведущим ауадиальным типом модальности можно применять следующие игровые упражнения:
«Различай веселую и грустную музыку»
Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая – в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.
«Тихо и громко»
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую – топает ногами. Варианты:
- можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
- использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;
- на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
- на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую – узкие и более бледные;
- найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
На основном этапе необходимо перевести слова из пассивного словаря в активный и развивать экспрессивный словарь, одновременно транслируя программный материал на зрительную, тактильно-кинестетическую и слуховые модальности. В качестве примера приведем примеры заданий в рамках лексической темы «Комнатные цветы».
«Найди растение по названию»
Найти растение по слову – названию. Педагог называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову, и подойдет к нему (принесет его)?» Растения: фиалка, кактус, хлорофитум, денежное дерево, фикус.
«Продайте то, что назову»
Один ребенок – продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их, и выдают покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.
«Кузовок»
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с комнатными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей. Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо комнатного растения и назвать его.
«Магазин цветов»
Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.
«Что делать этим предметом?»
В закрытой коробке предлагаются различные предметы, ребенку на ощупь с закрытыми глазами нужно потрогать все предметы, назвать их и действия, которые могут совершаться этим предметом. После выполнения задания, ребенок открывает глаза и осуществляется проверка выполненного задания. Предлагаемые предметы: совок, лейка, бутылка с водой, ножницы, палочка и т.д.
На заключительном этапе предлагаются задания по использованию слов разных частей речи в самостоятельных связных высказываниях, интегрируя разные виды модальности. Можно предложить следующие задания:
- «Разложи картинки» (демонстрация картинок, проговаривание);
- составление сказки «Приключения Маши в лесу» (проговаривание);
- «Леплю животное» (выполнение активных действий, проговаривание);
- «Приготовь блюдо» (демонстрация муляжей, объяснение);
- «Действия по профессиям» (моделирование ситуации, проговаривание);
- «Картинка из действий» (выполнение активных действий, проговаривание);
- «Рисунок-действие» (выполнение активных действий, проговаривание).
Таким образом, работа по развитию лексического строя речи старших на основе полисенсорного подхода строится согласно трем этапам: подготовительный, основной, заключительный. На каждом этапе предлагаются упражнения и задания с учетом реализуемых целей и разных видов модальностей: визуальный, аудиальный, тактильно-кинестетический.
Библиографический список
1.       Ванюхина Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис.... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 203 с.
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.