Выпуск № 62 (137) 2021

Жемчужникова И.В., Бушманова Е.В. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Кукла русская в старину далёкую»

Цель: Формирование у детей правильного представления об игрушке (кукле) и способов манипулирования с ней. Подтверждение своей индивидуальности и значимости
Оборудование: куклы игрушки: пальчиковые, марионетки, плоскостные и т.д.
Ход занятия
Воспитатель - Пока вы были все дома, в садике все изменилось. Посмотрите, ребята у вас появились необычные игрушки - куклы. А вы знаете ребята, что куклы появились очень давно. В давние времена не было фабрик, где изготавливались бы куклы, и поэтому их делали сами из дерева, из материи, ниток, соломы, бересты, глины и т.д.
Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: ее создает человек. В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Для изготовления кукол не использовали в работе ножницы, нитки рвали, а не резали. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. На русском языке все куклы назывались раньше одинаково - просто куклы.
Бывают куклы-марионетки, это куклы которые привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными.
Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях.
Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Так же часто используют перчатки.
- Самые вдохновенные творцы кукол - дети. А вы хотите стать куколками?
(Одеваем 2-3 человека в юбочки)
- И споем песенку «Мы маленькие куколки»
1 куплет: Мы маленькие куколки
Умеем танцевать,
В ладоши громко хлопать,
И глазками моргать.
2 куплет: Лежали мы в кроваточках,
Никто нас не будил,
Не шил нам платья бального
Кудрей не заводил.
Мама, папа, кудрей не заводил.
3 куплет: Мы часто, часто падали,
И разбивали нос,
Мы громко, громко плакали,
Что не хватало слез.
4 куп. Повторение 1 куплета.

Благодаря этим куклам складывались русские народные сказки, былины, пословицы. Какие вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей) Воспитатель дополняет ответы детей. И предлагает подойти к столу, на котором разложены иллюстрации к русским народным сказкам «Теремок», «Гуси-лебеди», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка». Предложить назвать всех персонажей сказки «Теремок». Кто испек колобок? Кто встречался колобку? Кто съел колобка? Кто украл мальчика? А кто его выручал от Бабы-Яги. Кто съел козлят?
А вот ребята сказка «Репка». Кто посадил «Репку»? Какой она выросла? Кто помогал деду? А кого не хватает на этой картинке? Да, действительно нет внучки. А без внучки они не справятся и репку не вытащат. И я знаю, как мы можем вернуть внучку в сказку. Стук в дверь. Входит внучка-куколка: «Здравствуйте, ребята. Чем вы собираетесь заниматься?». Воспитатель спрашивает внучку: «Как ты очутилась в нашем детском саду? Ведь тебя ждет дедушка, чтобы помочь вытащить репку». Внучка: «А я долго у вас не буду. Вот помогу вам с вашей работой и пойду».
Из приготовленных материалов мы с вами наклеим куколок-внучек. Дети делают возле своего стола каждый свою внучку-куколку.

«Ну, вот и у вас есть теперь куколки-внучки. Вы им можете доверять все свои секреты, все свои истории. А я сейчас и гостям подарю по такой куколке-внучке, чтоб и им было кому свою тайну открыть». Внучка прощается и уходит: «Ну, что ж мне пора, а то дедушка меня уже заждался».
- Вот, ребята, посмотрите, - воспитатель показывает листок с рисунком сказки «Репка» (уже вытянута репка).
Воспитатель одевает на пальчик каждому ребенку перчаточную куклу, и обыгрывает сказку «Репка». (Вне занятия)

Воспитатель: Уж как мы семьей
Вокруг репки сели,
Да, за неделю
Всю её съели!
Ох, и крепко
Запомнилась Репка.