Жемчужникова И.В., Бушманова Е.В. Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Кукла русская в старину далёкую»
Цель: Формирование у детей правильного представления об игрушке (кукле) и способов манипулирования с ней. Подтверждение своей индивидуальности и значимости Оборудование: куклы игрушки: пальчиковые, марионетки, плоскостные и т.д. Ход занятия Воспитатель - Пока вы были все дома, в садике все изменилось. Посмотрите, ребята у вас появились необычные игрушки - куклы. А вы знаете ребята, что куклы появились очень давно. В давние времена не было фабрик, где изготавливались бы куклы, и поэтому их делали сами из дерева, из материи, ниток, соломы, бересты, глины и т.д. Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: ее создает человек. В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Для изготовления кукол не использовали в работе ножницы, нитки рвали, а не резали. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. На русском языке все куклы назывались раньше одинаково - просто куклы. Бывают куклы-марионетки, это куклы которые привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Так же часто используют перчатки. - Самые вдохновенные творцы кукол - дети. А вы хотите стать куколками? (Одеваем 2-3 человека в юбочки) - И споем песенку «Мы маленькие куколки» 1 куплет: Мы маленькие куколки Умеем танцевать, В ладоши громко хлопать, И глазками моргать. 2 куплет: Лежали мы в кроваточках, Никто нас не будил, Не шил нам платья бального Кудрей не заводил. Мама, папа, кудрей не заводил. 3 куплет: Мы часто, часто падали, И разбивали нос, Мы громко, громко плакали, Что не хватало слез. 4 куп. Повторение 1 куплета.
Благодаря этим куклам складывались русские народные сказки, былины, пословицы. Какие вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей) Воспитатель дополняет ответы детей. И предлагает подойти к столу, на котором разложены иллюстрации к русским народным сказкам «Теремок», «Гуси-лебеди», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка». Предложить назвать всех персонажей сказки «Теремок». Кто испек колобок? Кто встречался колобку? Кто съел колобка? Кто украл мальчика? А кто его выручал от Бабы-Яги. Кто съел козлят? А вот ребята сказка «Репка». Кто посадил «Репку»? Какой она выросла? Кто помогал деду? А кого не хватает на этой картинке? Да, действительно нет внучки. А без внучки они не справятся и репку не вытащат. И я знаю, как мы можем вернуть внучку в сказку. Стук в дверь. Входит внучка-куколка: «Здравствуйте, ребята. Чем вы собираетесь заниматься?». Воспитатель спрашивает внучку: «Как ты очутилась в нашем детском саду? Ведь тебя ждет дедушка, чтобы помочь вытащить репку». Внучка: «А я долго у вас не буду. Вот помогу вам с вашей работой и пойду». Из приготовленных материалов мы с вами наклеим куколок-внучек. Дети делают возле своего стола каждый свою внучку-куколку.
«Ну, вот и у вас есть теперь куколки-внучки. Вы им можете доверять все свои секреты, все свои истории. А я сейчас и гостям подарю по такой куколке-внучке, чтоб и им было кому свою тайну открыть». Внучка прощается и уходит: «Ну, что ж мне пора, а то дедушка меня уже заждался». - Вот, ребята, посмотрите, - воспитатель показывает листок с рисунком сказки «Репка» (уже вытянута репка). Воспитатель одевает на пальчик каждому ребенку перчаточную куклу, и обыгрывает сказку «Репка». (Вне занятия)
Воспитатель: Уж как мы семьей Вокруг репки сели, Да, за неделю Всю её съели! Ох, и крепко Запомнилась Репка.