2023 2022
2 (220) 2023

Крюкова Н.А. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Каков же психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей работе я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную и пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж рук, гимнастику для глаз, Су - Джок терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы хотелось познакомить коллег с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы будут использованы педагогами в своей работе.

Артикуляционная гимнастика

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Для того, чтобы ребенок с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказок. Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «Как Язычок лепил снеговика» (Н.В. Рыжова)

Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и за крывать рот под счет до5) иочень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто бе лым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удержи вать под счет до 5).

Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на ули цу. Он улыбнулся (широко улыбнуть ся, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5),потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.

Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом дру гой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать).УЯзычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал со гревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).

Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе),потом вниз (опу стить язык к нижней губе),по сторо нам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вста вил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой),из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед),из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево).

Вдруг из-за тучек выглянуло сол нышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым гла зом, а затем - левым).Вот какого снеговика слепил Язычок!

Нетрадиционные артикуляционные упражнения

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются следующие нетрадиционные упражнения, которые зарекомендовали свою эффективность, носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Оборудование: бусина диаметром 2–3 см, шнурок длиной 30 см.

Шнурок продет через сквозное отверстие бусины. Взрослый, во время выполнения упражнений, контролирует и удерживает шнурок в руках.

«Футбол» — снятие спастики языка и выработка двигательной функции артикуляционного аппарата, устранение инфантильного глотания.

Описание: бусину, продетую через сквозное отверстие, ребенок катает во рту хаотичном порядке. Педагог следит за выполнением упражнения, удерживая концы шнурка.

«Коснись языком бусины» — активизация мышц кончика языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок касается кончиком языка бусины.

«Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.

«Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх.

Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.

«Лифт» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка.

Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.

«Смотри не урони» — активизация мышц средней части языка.

Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её.

«Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.

«Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица.

Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.

Упражнения с ложкой

«Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности.

Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.

«Подвижные губки» — выработка подвижности губ.

Описание: губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.

«Мишка» — отработка тонких дифференцированных движений кончика языка.

Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребенку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.

Упражнения с бинтом

Оборудование: бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры 25*5 см.

«Лягушка» — выполняется при слабости губ.

Описание: сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10–15 секунд.

«Голодная лягушка» — укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх «чашечкой» и опускания его вниз «лопаткой».

Описание: бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10–15 секунд. Повторяется 10 раз.

Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме «лопатки». Далее упражнение выполняется так же, как упражнение № 1.

Систематическое выполнение представленных упражнений, способствует быстрому переходу к следующему этапу коррекционной работы - постановке звуков.

Пальчиковая гимнастика

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, они разделены на группы и имеют свое назначение.

Игры-манипуляции

"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетно-пальчиковые упражнения

"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно выпрямляются пальчики.

"Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

"Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

Массаж и самомассаж рук

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую массаж и самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Массаж рук включает в себя влияния на проекционные точки с помощью движений, таких как:

Пологое поглаживание – поглаживание всей внутренней стороной ладони задней стороны кисти от концов пальцев до центра предплечья.

Щипцеобразное поглаживание – поглаживание, когда массируется каждый палец отдельно, от кончика пальца к началу по задней, ладонной и боковым частям.

Щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание — нежное растираем пальцами.

Кольцевое и прямолинейное растирание задней и ладонной плоскости — растираем кулачком.

Вибрационное и пунктированное движение – подушечками пальцев руки по задней и ладонной плоскости, от концов пальцев к запястью.

Растирание каждого пальца – кольцевые и прямолинейные движения большим пальцем повсеместно.

Растирание каждого пальца по всем направлениям.

Спиральное растирание руки кулачком со всех сторон.

Растирание левой и правой стороны, участков всех пальцев делают синхронно.

Разгибание и сгибание пальцев в кулачки, движения как при растирании застывших рук.

Вибрация рук либо встряхивания любого пальца.

Завершается массаж всегда нежным поглаживанием.

Самомассаж - нетрадиционное, эффективное направление по развитию межполушарных связей головного мозга, повышению иммунитета, развитию мелкой моторики. Для обыгрывания массажных движений используются стихи, речевки, скороговорки, доступные и интересные детям.

Дыхательная гимнастика

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворными и музыкальными сопровождениями. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут, за собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны- (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

«САМОЛЕТИК»

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? В различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, при проведении утренней гимнастики, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Я использую их как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть.

Гимнастика для глаз

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять время гимнастике для глаз. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Упражнения с детьми провожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас упражнения для глаз.

Мы снежинку увидали - со снежинкою играли.

(Берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

(Отвести её влево).

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал……

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и вниз).

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают.

Су - Джок терапия

Следующий метод - Су - Джок терапия.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су - Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«ЕЖИК»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Кинезиология

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Пальчиковые кинезиологические упражнения

В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«ЛАДОШКИ»

Ладошки вверх, ладошки вниз,

А теперь их на бочок- и зажали в кулачок.

Я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Список используемой литературы1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001

3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 104 с.

4. Елсакова А. Н., Лисовская Н. Н., Соколова И. В. Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 151-153

5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.-М.: ГНОМ и Д, 2007.

6. Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.

7.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: учеб. пособие / - М.: Педагогика. – 2009. - 39 с.