Пономарева С.А., Ковалева Н.И. Конспект ООД по ознакомлению с ПДД детей средней группы на тему «Знать правила движения – большое достижение»
Цель: формировать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умение соблюдать правила дорожного движения в роли пешеходов и пассажиров. Обучающие задачи: закрепить знания о правилах поведения на остановке и в автобусе, знания о дорожных знаках и их значении, правилах перехода через дорогу. Развивающие задачи: развивать интерес к изучению правил дорожного движения. Воспитательные задачи: воспитывать уважительное доброжелательное отношение к людям, желание оказывать помощь. Предварительная работа: беседа о сигналах светофора, рассматривание знаков, разучивание загадок и стихов о правилах дорожного движения. Словарная работа: активизировать в речи слова, обозначающие дорожные знаки. Оборудование: Магнитная доска (2 шт., магниты, макет автобуса, дорожные знаки: «Автобусная остановка», «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Жилая зона» и другие; машины, обозначения дороги и тротуара, «зебра» для пешеходного перехода, светофор, руль, автобус - пазл, письмо, мяч). Для аппликации: дорожные знаки, на которых отсутствуют обозначения, недостающие детали знаков, клей, кисточки, клеенки, тряпочки. Ход занятия. Дети входят в группу Воспитатель: Ребята, подходите Друг на друга посмотрите, Поздоровайтесь ладошками Улыбнитесь все немножко. (Слова сопровождаются действиями). Воспитатель: Дети, сегодня в нашей группе много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо. Письмо от жителей страны Светофории. (читает): «Здравствуйте, ребята! Мы, жители страны Светофории, обращаемся к вам с просьбой - помочь навести порядок в нашей стране, который испортила нам Помеха-неумеха. Перепутала все дорожные знаки, теперь у нас происходят аварии. Пожалуйста, помогите нам!». Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомы с самыми главными правилами и знаками дорожного движения. Поможем жителям страны Светофории навести порядок? Дети: Да! Воспитатель: А чтобы узнать, на чем мы поедем в страну Светофорию, нужно собрать картинку, которую Помеха-Неумеха разрезала на части. Показывает разрезанные части картинки с изображением автобуса. Игра – пазл «Составь картинку». Воспитатель: Молодцы! Что у вас получилось? (автобус) Весёлый автобус спешит по дорожке. Сияют на солнце бока и окошки. В тёплом моторе – доброе сердце. Всем пассажирам откроет он дверцы. Автобус – это транспорт, на котором мы и отправимся в страну Светофорию. - К какому виду транспорта относится автобус? (общественному). - Кого перевозят автобусы? (людей) -Где люди должны ожидать автобус? (на автобусной остановке) - Как нам найти остановку? (по знаку, там нарисован автобус). (Находим «Автобусную остановку») Ребята, но прежде чем сесть в автобус, давайте вспомним, а что мы знаем о правилах поведения на остановке, в автобусе. Правильно, ребята. На автобусной остановке нужно вести себя спокойно, не играть, не бегать, не шуметь. Не походить к краю тротуара. Почему? (Чтобы прохожие и ожидающие автобус не могли случайно столкнуть нас на проезжую часть, под колеса автомобиля или автобуса). Войдя в автобус, не задерживаться на входе, не мешать другим пассажирам и водителю, уступать место старшим, не мусорить, не разговаривать громко, не высовываться из окна. Заходите в автобус, занимайте места. Физкультминутка «Вот мы в автобусе сидим…»(Звучит музыка) Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в страну Светофорию. Кто это нас встречает? Отгадайте загадку. Загадка: С площадей и перекрестков, На меня глядит в упор, С виду грозный и серьезный, Очень важный (светофор) Воспитатель: Да это наш друг Светофор Светофорыч! Но что я вижу? Очень грустный стоит он, потому что Потеха - Неумеха сломала и перепутала все дорожные знаки, водители и пешеходы совсем запутались, на дороге стали происходить аварии. Воспитатель: Как же ребята нам помочь жителям страны Светофории? Дети: Восстановить дорожные знаки! Воспитатель: Давайте поможем жителям Светофории починить дорожные знаки. Присаживайтесь за столы и аккуратно начинаем работу. Звучит музыка во время работы детей. (Воспитатель ходит между столами, оказывая детям необходимую помощь). Воспитатель: Вот, ребята, вы и восстановили все дорожные знаки. А теперь давайте выставим их на магнитную доску. Под белым треугольником с окаемкой красной прикрепим предупреждающие знаки. Они предупреждают о какой-то дорожной обстановке. Под кругом с окаемкой красной прикрепим запрещающие знаки. Эти знаки запрещают совершать какие-либо действия. Под синими квадратом и прямоугольником указательные знаки. Эти знаки указывают, где, в каком месте можно, например ожидать автобус или перейти дорогу. Молодцы, все знаки вернулись на места. Жители страны Светофории и Светофор Светофорыч очень рады и благодарят нас. А мы с вами еще немного прогуляемся. Воспитатель: Ребята, нам нужно перейти через дорогу. Какой дорожный знак нам в этом поможет? На дорожном знаке том Человек идет пешком. Полосатые дорожки Постелили нам под ножки. Чтобы мы забот не знали И по ним вперед шагали. Дети: Пешеходный переход Воспитатель: Ребята, скажите мне, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу? Дети: Дождаться зеленый сигнал светофора. Нужно посмотреть по сторонам: налево, затем направо, убедиться в том, что машины остановились, и спокойно переходить дорогу. Воспитатель предлагает перейти на другую сторону «улицы». На лежит мяч. Воспитатель: Ребята, а вот и веселый мяч. Любите играть с мячом? Поиграем? А можно играть в мяч рядом с проезжей частью, дорогой? (Дети: нет) Почему? (Можно случайно выбежать на дорогу и оказаться под колесами автомобиля) А где детям можно спокойно и безопасно играть? (На детских площадках, подальше от проезжей части) Ребята, а где же знак, который указывает, где детям можно играть? Это знак «Жилая зона». На игровой площадке. Воспитатель: Чтобы не было несчастья, запомните друзья; На проезжей части играть никак нельзя! Воспитатель: Ребята, давайте с вами сыграем в игру с мячом: «Разрешается-запрещается!». Встаем в ровный круг. - Играть на проезжей части дороги (запрещается). - Переходить улицы при зелёном сигнале светофора (разрешается). - Переходить улицу по подземному переходу (разрешается). - Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора (запрещается). - Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается). - Болтать и громко смеяться в транспорте (запрещается). - Перебегать улицу на красный свет (запрещается). - Играть на проезжей части (запрещается). - Учить правила движения (разрешается). Воспитатель: Молодцы, ребята! Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по стране Светофории. Нам пора возвращаться в детский сад. Вот и дорожный знак «Автобусная остановка». Садитесь в автобус, занимайте места. Звучит музыка, дети садятся в автобус. До свидания, страна Светофория. Воспитатель: Вот и вернулись мы в наш любимый детский сад. - Что мы делали в стране Светофории? (Помогали жителям вернуть на места дорожные знаки, играли в мяч, переходили по пешеходному переходу) - Какие дорожные знаки мы вернули на свои места? Молодцы, ребята! Правила дорожные Детям знать положено! И не только твердо знать, Но еще и соблюдать! Будешь ты умен и смел, А еще здоров и цел! Литература: 1.Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006. – 72 с. 22. 2.Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с. 3. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013,19 – с.