2023 2022
2 (220) 2023

Сохань Л.Р., Шестакова М.А. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-4.pdf

Известно, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития способностей, в том числе и творческих. Дети в этом возрасте любознательны, наблюдательны и открыты для познания окружающего мира. В зависимости от того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника в будущем.

Развитие творческих способностей взаимосвязано с формированием интеллектуальных познавательных способностей. Мышление ребенка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, поэтому именно в этот период оптимально работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией.

Дети дошкольного возраста начиная с трёхлетнего возраста любят рисовать. Именно рисунок – графические очертания, не всегда имеющий схожесть с предметным пространством, становится «языком», который ребёнок осваивает и самостоятельно создаёт.

В своей практике, работая в ДОУ и проводя дополнительные занятия по «Нетрадиционным техникам рисования», я заметила, что многие дети 3-5 лет не уверенно используют различные материалы для изображения предметов на листе бумаги. Видимо, это обусловлено тем, что помимо традиционных средств графического изображения, а это мел, карандаш, фломастер и т. д., дети ранее не сталкивались с рисованием по мокром листу, ниткографией или же рисованием мыльными пузырями.

Пожалуй, самая простая и доступная деятельность, но от того не менее эффективная в развитии креативного человека, это обеспечение ребёнка всем необходимым для творческого процесса, так как это прямой путь к развитию изобразительных навыков малыша.

Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ. Поэтому важной задачей педагога разнообразить и расширить навыки детей в применении различных техник изодеятельности. Для этого необходимо расширить развивающую предметную среду в ДОУ такими нетрадиционными материалами как ватные палочки, штампами различной формы, печатками из картофеля, яблок (ранеток), песок речной и цветной, соль, манная крупа, парафиновая свеча, восковые мелки, нитки швейные и шерстяные и т.д.

Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 1 год. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование» или «рисование ладонью», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет познать ему о цвета, фактуру и свойство предметов и материалов. Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, восковыми мелками, кисточками, штампами. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует своими первыми рисунками!

Поэтому одной из задач, которые стоят перед родителями и педагогом-дошкольником: не упустить, период развития творческих способностей, помочь ребенку овладеть необходимыми умениями и навыками, которые способствовали бы развитию творческих способностей, фантазии, не развивать стандартность, шаблонность в мышлении, а развивать креативность. В случаях несформированности графических навыков и умений в младшем дошкольном возрасте в дальнейшем возможны затруднения в развитии познания и речевого развития.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что различные техники рисования помогают ребёнку раскрыться, обрести уверенность в реализации своего замысла на листе бумаге.

Таким образом, творческая деятельность дает возможность обогатить практический, социальный, эмоциональный, нравственный опыт детей в наиболее доступной, понятной, увлекательной и содержательной творческой деятельности.

Библиографическое описание:1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей. - СПб.: КАРО, 2020.

2. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2021.