2023 2022
1 (219) 2023

Табакова А.В. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится формирование нравственно-патриотических представлений у дошкольников. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, народные традиции, Родина.

К сожалению, в век высоких технологий люди зачастую забывают о прошлом своей страны, забывают традиции, которыми были связаны наши предки, забывают о страшной войне, унесшей миллионы жизней. И сегодняшней задачей, по сути, самой главной, является патриотическое воспитание – базовое для настоящего гражданина своей страны.

Именно в дошкольном возрасте формируется самый важный пласт, в котором закладываются основы моральных качеств личности, без которых невозможно понять всю суть собственного существования.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель.

Патриотизм – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать их чувства.

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребенку. Ребенок рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню, потешки, прибаутки.

С точки зрения психологии, музыкальность – это особое качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости человека на музыку, в способности видеть в звучании некоторое содержание. Музыка очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с ее помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить детей, если в этом есть необходимость. Собственное музицирование позволяет ребенку выразить эмоции в культурно приемлемой форме.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления старших дошкольников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках, знакомстве с определенными понятиями.

Рассмотрев сущность музыкальной деятельности, ее роли, мы пришли к выводу, что она является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности дает возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

В музыкальной деятельности у дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. В процессе музыкальной деятельности ребенок получает представление о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, национальных и государственных праздниках, отражающих победы и достижения в истории страны.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Сила воздействия на ребенка произведений музыкального творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе самостоятельной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Библиографический список

1. Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. // Современные проблемы науки и образования. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=200112. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

3. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.

4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 6 с.

5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб., 1997. – 167 с.