Задачи:
1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье.
2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья.
3. Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми.
4. Создание здоровьесберегающей среды в группе.
5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма.
6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания.
7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.
8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов.
Ожидаемые результаты:
· Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
· Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года);
· Оптимальное функционирование организма;
· Формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
· Сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
· Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но, что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.
Виды здоровьесберегающих технологий:
· Здоровьесбережение и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
· Валеологического просвещения родителей.
· Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ.
· Обеспечение социального психологического благополучия ребенка.
· Физкультурно-оздоровительные.
· Медико-профилактические.
Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе:
Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.
1.Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика, осуществляемая после ночного сна, выводит организм ребенка из состояния заторможенности физиологических процессов, усиливая деятельность всех органов и систем.
В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Мы используем различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– сюжетная гимнастика;
- с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;
– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов;
– с использованием элементов корригирующей гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физкультурном зале или в группе.
2. Дыхательная гимнастика
Мы придерживаемся мнению многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
-дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
-выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать надо носом;
- все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
- привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
- воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.
3. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.
Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
4. Пальчиковая гимнастика
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик, где ты был?» и др. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, он чувствует ответственность и дорожит тем, что именно ему я поручила эту роль. Это является, своего рода, мотивацией детей.
5. Игровой массаж и самомассаж
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Массаж и самомассаж мы проводим 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста.
Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Самомассаж лица
Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.
Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
6. Гимнастика после сна.
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
7. Динамическая пауза
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Я провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:
- содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами;
- стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
- сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.
8. Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении.
Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:
- создание оптимальных гигиенических условий;
- проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.
Игры, которые мы проводим в своей группе, направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постановки головы и туловища в положениях «стоя», «сидя» и в движениях.
9. Система закаливания детей
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур
Требования к проведению закаливания:
1) Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2) Положительные реакции ребенка на закаливание;
3) Непрерывность закаливания;
4) Наблюдение медперсонала за ответными реакциями, постоянные консультации с педиатром;
5) Согласие родителей.
10. Здоровьесберегающая среда
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1) Уголок двигательной активности детей
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки, мячи, обручи;
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно);
-пластмассовые гантели и гантели, изготовленные из подручного материала;
-массажные шарики, ленточки, дуга для подрезания;
-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки;
-кегли для сбивания мячиком;
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания).
Также в группе имеются пособия:
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»;
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике;
-цветные мягкие модули для прыгания, лазания.
В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1.Осознанного отношения к здоровью и жизни человека.
2.Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
3.Компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
11. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.
После каждого приема пищи мы с детьми поласкаем рот кипяченой водой комнатной температуры.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни.
Комплексно-тематический план по валеологическому воспитанию
детей во 2 младшей группе.
Сентябрь
1.Тема: «Это – Я и мои друзья».
Цель:
- дать представления о человеке, о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках;
- познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги).
2.Тема: «Мишка Топтыжка знакомится с ребятами».
Цель:
- формировать умение называть сверстников по именам;
- действовать согласовано в игре;
- способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям;
- развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении с взрослыми, доброжелательность к ним.
3. Игротерапия. Знакомство друг с другом. Объединение детей в группы.
Октябрь
1.Тема: «Водичка, водичка».
Цель: приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчёсываться, пользоваться носовым платком.
2.Дидактическая игра «Умоем куклу».
Цель:
- перенести полученные навыки умывания в игровые действия;
- поддерживать положительные чувства к процессу умывания.
3.Тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щётка только для тебя… » (чтение художественной литературы).
Цель: закреплять знания детей о предметах личной гигиены.
Ноябрь
1.Тема: «В гостях у доктора Айболита» (экскурсия в медицинский кабинет).
Цель:
- познакомить с профессиями врача, медсестры;
- показать, как врач заботится о детях;
- расширить игровой опыт детей;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Игра – инсценировка «Оля и Айболит».
Цель:
- выделять и называть части тела, предметы одежды куклы;
- учить соотносить со словом игровые действия с куклой.
3. Кукольный театр «Мишка заболел».
Цель:
- закрепить полученные знания о работе медицинского персонала;
- вызвать чувства сострадания к больному;
- воспитывать заботливое отношение к близким.
Декабрь
1. Дидактическая игра «Оденем куклу Таню на прогулку».
Цель:
-познакомить с сезонными видами одежды и её назначением по сезонам;
- развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому;
- учить воспроизводить игровые действия;
- закрепить название предметов одежды.
2.Кукольный театр «Как Маша с Ваней в гости собирались».
Цель:
- закреплять ранее полученные знание и навыки последовательного надевания верхней одежды на куклу;
- доставить детям радость.
3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» (цикл прогулок).
Цель:
-рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку;
- учить связывать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей.
Январь
1. Сюжетно-ролевая игра «Баю, баюшки, баю…».
Цель:
- познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть её одеялом);
- научить ласково, обращаться с куклой.
2. Дидактическая игра «Кукла Маша проснулась».
Цель:
- учить надевать на куклу одежду, соблюдая последовательность с небольшой помощью взрослых;
- закрепить названия одежды.
3. «Сонные сказки» (чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон»).
Цель:
- учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям;
- формировать правила культуры поведения во время режимных процессов.
Февраль
1. Тема: «О пользе витаминов» (беседа, рассматривание наглядного пособия).
Цель: дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья.
2.Дидактическая игра «Где живут витамины».
Цель: закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах.
3. «Витаминки для Иринки» (занятие – игра).
Цель: закрепить в игровой форме знания, полученные ранее.
Март
1. Дидактическая игра, беседа «Как Катя готовит обед».
Цель:
- учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать);
- обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.);
- отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.).
2. Дидактическая игра, беседа «Фрукты или овощи».
Цель:
- учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания;
- закрепить знания детей о полезных продуктах.
3. «Пейте, дети, молоко будете здоровы» (рассказ воспитателя).
Цель: рассказать детям о пользе молочных продуктов.
4. «Что надо кушать, чтобы быть здоровым?» (обобщающая беседа).
Цель: обобщить знания детей о полезных продуктах.
Апрель
Спорт – наш друг.
1. «Как стать сильным здоровым? » (беседа).
Цель: уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом.
2. Кукольный театр «Зачем надо заниматься спортом? ».
Цель:
- посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных занятий;
- воспитывать интерес к спорту.
3. «Утренняя гимнастика» (беседа).
Цель: Рассказать детям о пользе зарядки.
Май
1. «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять… » (беседы).
Цель: создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке.
2. Кукольный театр «Что такое хорошо, что такое плохо… ».
Цель: посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др.).