«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать».
Песталоцци
Успешность дошкольника в дальнейшем обучении в школе может быть обеспечена только при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному и всестороннему развитию воспитанников. Сегодня для ребенка важно не только овладеть знаниями и навыками, но и умениями использовать их в своей жизни, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта. Иными словами, сегодня нужны такие инновационные технологии в работе с детьми, которые бы могли помочь педагогу решить данную задачу.
Проектная деятельность, которую мы понимаем не только как процесс овладения знаниями, умениями и навыками, а в основном как поиск знаний, имеет большое значение в развитии личности детей старшего дошкольного возраста, в процессах социализации и приобретении практического опыта, а также преобразования окружающей действительности самостоятельно или при тактичной помощи взрослых.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. В современном мире – понимание метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в осознании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Мы считаем, что именно проектная деятельность в ДОУ создает условия для расширения познавательных интересов детей, их возможностей в самообразовании и в процессе практического применения знаний.
Одна из форм, применяемая нами в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является организация детско-взрослых проектов, когда проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе носит характер сотрудничества.
Темы таких проектов выбираются, исходя из интересов детей или их потребностей, опираясь для создания детских проектов на модель 3-х вопросов: что мы об этом знаем, что об этом хотим узнать, где и как можно найти информацию и что мы можем сделать с полученной информацией.
Вместе с детьми старшего дошкольного возраста нами были разработаны и реализованы проекты, разнообразные по своей направленности и длительности: творческо-исследовательский проект «Что такое добро и что такое зло?», направленный на формирование нравственных качеств дошкольников, информационный проект «Огонь – друг, огонь – враг», позволяющий формировать у воспитанников основы безопасности, и др.
Так нами был разработан и реализован совместный детско-взрослый творческо-исследовательский проект «Зима пришла. Снег, снежинки принесла», который позволил вовлечь детей в исследовательскую деятельность, научить наблюдать, понимать делать выводы. Проект был направлен на овладение дошкольниками способами практического взаимодействия с окружающей средой, эмоционально-положительное отношение к природе, выработку первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Педагогами был разработан алгоритм проведения опытов, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, побуждать детей к самостоятельным исследованиям:
• постановка проблемы;
• поиск путей решения проблемы;
• проверка гипотез, предположений:
• обсуждение увиденных полученных результатов;
• формулировка выводов.
В ходе реализации проекта дошкольники с помощью педагогов, родителей и в ходе самостоятельных наблюдений собрали информацию о снеге и снежинках как явлении неживой природы. Во время исследований дети выяснили, как появляются снежинки, и какие тайны они хранят. В процессе сбора информации воспитанники узнали об агрегатных состояниях воды, о причинах появления снежинок, узнали о свойствах снега, о вреде и пользе для растений, животных и человека и т.п. и пришли к выводу о том, что снег – это форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда, что, как и всякое явление несет в себе и пользу, и вред при определенных условиях.
Поисково-познавательная деятельность способствовала развитию у дошкольников умения анализировать проблему, осуществлению поиска ее решений на основе систематизации знаний о явлениях неживой природы. В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение снега, у детей формировались естественно научные представления об объектах неживой природы, а также дошкольники научились делать выводы и аргументировать их. Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе.
В результате реализации проекта был оформлен мобильный альбом, содержащий иллюстрации природного явления, позволяющий возвращаться к теме проекта, дополнять и расширять знания по данному вопросу посредством детских работ.
Таким образом, мы считаем, что необходимость проектной деятельности как способа взаимодействия на основе сотрудничества детей и взрослых обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования, выступает условием поддержки ребенка в процессе исследовательской деятельности, дающим возможность детям стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Мы считаем, что работа над детско-взрослыми проектами способствует развитию у детей любознательности, творческих способностей; познавательной активности, развитию коммуникативных навыков, позволяет повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, помогает помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей (законных представителей) воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения.