Выпуск № 30 (105) 2021

Завидова Н.А., Сергеенко Л.Б. Особенности зрительной памяти детей младшего до-школьного возраста

Значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом.
Проблеме памяти посвящены исследования П.П. Блонского, А.Бэна,
Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.Я. Ляудис, Н.М. Сеченова, В.А. Сумароковой, и др. Авторами обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы ее нарушений, также изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей.
Информация о механизмах и особенностях памяти детей с нормальным речевым развитием и методах совершенствования памяти достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе (О.Г. Воробьева, Л.М. Житникова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.).
А.Р. Лурия рассматривает память как сложную форму психической деятельности, формирующуюся в онтогенезе и опирающуюся на иерархическую систему саморегулирующихся актов, включающих в себя, как нейрофизиологические, так и психические процессы [2].
Особое внимание исследователями (В.П. Зинченко, А.Р. Лурия и др.) уделялось процессам памяти. В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение информации [1; 2].
Для изучения уровня развития зрительной памяти дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали следующие методики: методика «Узнай фигуры» (Р.С. Немов); методика «Запомни рисунки» (Р.С. Немов); шкала памяти Векслера. Методика «Сложные фигуры» [3].
На основании подобранных диагностических методик нами было организовано и проведено исследование уровня развития зрительной памяти детей младшего дошкольного возраста.
Из диаграммы видим, что средний уровень составил 66,7%, низкий уровень отмечался у 33,3% детей (рис. 1).
Данное исследование показало, что у большинства детей уровень узнавания находился на среднем уровне, так как 6 дошкольников с ОНР набрали 4-6 баллов, что соответствует данному уровню. Пятеро детей справились со всеми поставленными задачами за 60-70 секунд, двое, набравшие по 6 баллов, – за 57-58 сек. Трое детей, отнесенных к низкому уровню, набравшие по 2-3 балла, выполнили задание за 70-80 секунд.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узнай фигуры»
Согласно исследованию, 66,7% детей имели средний уровень объема кратковременной зрительной памяти, 33,3% - низкий уровень (рис. 2).
По результатам исследования, 6 дошкольников, набравших 4-6 баллов, имели средний уровень, из них двое, имевших по 6 баллов, узнали 5 изображений за 55-65 секунд, четверо детей, которые набрали по 4-5 баллов, узнали по 3-4 изображения за 65-75 секунд. У троих детей отмечался низкий уровень, они набрали по 2-3 балла, узнавали по 1-2 изображения за 75-85 секунд. Так, дошкольники с ОНР, имеющие низкий уровень испытывали значительные трудности при узнавании изображений на картинке, что говорит о недостаточном объеме кратковременной памяти у детей данной категории.

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Сложные фигуры»
По результатам исследования можем сказать, что у 44,4% дошкольников с ОНР отмечен средний уровень развития зрительной памяти, у остальных (55,6%) преобладал низкий уровень. У 4 дошкольников с ОНР отмечался средний уровень развития зрительной памяти, они набрали по 6-8 баллов, чаще всего допускали ошибки при рисовании рисунков В и Г. Пятеро детей, имеющих низкий уровень, набрали от 3 до 5 баллов, у них были отмечены ошибки при выполнении четырех рисунков, особенно Б, В, Г. У детей были отмечены типичные неточности при воспроизведении рисунков: неправильный угол пересечения линий, неточность в пропорциях, не все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника, маленький прямоугольник неточно размещен в большом, центр и левая и правая стороны воспроизведены неправильно и т.п (рис. 3).

Рис.3. Результаты исследования по методике «Запомни рисунки»
Исходя из рисунка 4, можем сделать вывод о том, что у 77,3% дошкольников с ОНР отмечался низкий уровень развития зрительной памяти, у 22,2% - средний уровень.

Рис.4. Уровень зрительной памяти у младших дошкольников
Таким образом, проведенное исследование позволило определить недостатки зрительной памяти у младших дошкольников. У большинства детей отмечаются средний или низкий уровни развития зрительной памяти. У большинства детей отмечен средний уровень узнавания, недостаточный объем кратковременной зрительной памяти, уровень зрительной памяти по методике Векслера низкий, дети допускали значительные неточности при воспроизведении рисунков.
Библиографический список
1.       Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М: Наука, 2003. 276с.
2.       Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Просвещение, 2000. 473с.
3.       Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. М.: ВЛАДОС, 2002. 320с.