2023 2022
2 (220) 2023

Руденко Г.Н., Епрева Е.Ю., Милорадова Л.А. «В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ СЛЁЗ». КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

Комплекс мероприятий, способствующий успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (на примере опыта работы).

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, что приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон. Именно по этой причине в период засыпания детей в группах используется специально подобранная релаксационная музыка. В нашем детском саду имеется подборка тематических песенок для сопровождения режимных моментов и игровых ситуаций, слова которых легко и быстро запоминают малыши, ждут их и с удовольствием подпевают. Такой музыкальный материал помогает ребенку адаптироваться к изменениям в режиме и вызывает положительные эмоции при разговоре о детском саде. В каждой возрастной группе есть набор своих особенно любимых песен, которые сопровождают ребят в течение дня.

Для того, чтобы ребенок быстрее и легче освоился в группе детского сада, мы рекомендуем родителям вместе с ребенком изготовить «Личные шкатулочки»: подобрать коробочку с крышкой, украсить ее особым неповторимым образом, чтобы ребенок знал, что это только его вещь. В эту шкатулку ребенок может положить фотографии близких людей, платочек мамы или любимую игрушку. Такие шкатулки помогают малышам в период адаптации сохранить некую связь с домом и родителями, не чувствовать себя одиноким среди чужих людей и предметов. Это своеобразное личное пространство ребенка.

Доброй традицией детского сада стало проведение «Дня знакомств» малышей с детским садом. В такой день в гости к малышам приходит плачущий игрушечный медвежонок. Он «рассказывает», что хочет к маме, он первый день в детском саду. Взрослый просит ребят пожалеть Мишку, успокоить его, поиграть с ним. Организуются игры на эмоциональное сближение и ориентировку в группе, такие как «Раздувайся, пузырь», «Обнимемся!», «Найди погремушку». Затем взрослый предлагает показать Мишутке детский сад. Дети идут на экскурсию по различным помещениям сада, знакомясь, таким образом, с сотрудниками, деятельностью в разных кабинетах, преодолевая страх перед незнакомым пространством. В ходе экскурсии малыши заходят к ребятам подготовительной группы. Хозяева на правах старших, с удовольствием заботятся о маленьких детках, подчеркивая свою взрослость. Они показывают группу, игрушки и игры. На следующий день дети подготовительной группы показывают «новичкам» спектакль, поставленный по известной народной сказке, а затем дарят им подарки, изготовленные своими руками. Проведение такого праздника способствует облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению, а также дает начало шефству старших детей о младших.

Малыши в силу своих возрастных и психологических особенностей очень подвижны. Поэтому в группе необходим спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении, в подвижных играх по интересам. Нельзя забывать о том, что помимо свободной деятельности малыши принимают участие и в организованной деятельности. Каждое утро в детском саду начинается с зарядки, которая, несомненно, оказывает влияние на эмоциональный настрой ребенка. Утром детям трудно включиться в активную деятельность, выполняя просто команды взрослых. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении упражнения утренней гимнастики имеют игровую мотивацию. Дети в образе «Мышат» или «Часиков» выполняют определенные движения легко и с желанием. Даже разминка, начинающаяся с построения и равнения, взбодрит лучше, если «дружные ножки» встанут вместе, а носик «хорошо подышит, чтобы почувствовать, что готовится на завтрак». Все упражнения в комплексах гимнастики мы стараемся связать одной темой или сюжетом. Например, комплекс «Мышата»: 1. «Мышата спят», наклонив голову на сложенных вместе ладошках; 2. «Мышата просыпаются и потягиваются» - поднимают руки-лапки вверх; 3. «Смотрятся в зеркало» - наклоняются в разные стороны; 4. «Мышата умываются» - приседают, ладошками «берут водичку»; 5. «Моют ножки» - в упоре сидя, попеременно выпрямляют ноги.

В завершении каждого комплекса упражнений дети шагают маршем, проговаривая речитатив – речёвку, которая заряжает позитивными эмоциями и звучит как бодрящий призыв. Малыши с удовольствием проговаривают такие речевки: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!», «Будь здоров, будь здоров, позабудь про докторов!».

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении создан свой комплекс мероприятий, способствующих успешной адаптации детей в детском саду.

Библиографический список:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

2. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003, -104с.

3. Махмутова Н Адаптация к детскому саду без проблем – М.: Бомбора, 2022, - 140с.

4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.