Седойкина Т.И. Этническая культура в контексте нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре, о зле, справедливости, чести. Следовательно, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольной образовательной организации. Работа по данному направлению включают целый комплекс задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважение к труду людей; -развитие интереса к национальным традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - развитие чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины; - формирование толерантности, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, и т.д. Воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояния по данным проблемам. В связи с этим в детском саду особенно важно подержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, о своеобразии природы климатических условий, от которых зависит его быт, одежда, характер труда, особенностями культуры. Этнокультурное воспитание - это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний народной культуры, социальных норм поведения, духовно -нравственных ценностей; знакомств с культурными достижениями других народов; воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. Таким образом, этнокультурное воспитание детей связана с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется: -введением в образовательный процесс дошкольных организаций этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия; -использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности; -применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда). В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать? Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения методов, содержания, форм и средств приобщения к действительности. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к культурному национальному наследию и отечественной истории. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, играх, его песнях, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, обычаях людей, нравах. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного искусства (устно-поэтического и музыкального фольклора, народных подвижных игр, игрушек, изделий прикладного искусства и т. д.) - в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания. Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию. В последнее время в нашем детском саду ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, обычаями, традициями мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей знакомим с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (сказками, песнями, прибаутками, загадками, с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми, с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются природоведческие и историко-географические знания. В стенах детского сада они обучаются одному из мордовских языков по программе дополнительного образования. Эта работа начинается, прежде всего, с оформления уголка предметами декоративно-прикладного искусства, создания уголков национальной культуры в группах, музея быта в детском учреждении. Кроме того, в доступной форме знакомим детей с другими элементами мордовской культуры (народная одежда, вышивка, резьба по дереву и др.). Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, труд, их быт, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желание быть сильными, выносливыми, ловкими, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, творческой выдумкой, выдержкой, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником в жизни ребенка, обладающим великой воспитательной силой, источником радостных эмоций. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой, поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, притопывания, ритмические пляски. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Поэтому наши дети много играют в подвижные игры с музыкой и пением. Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, быте и труде, о природе края, но главным образом о духовной жизни. Произведения народного творчества несут в себе конкретные краски, образы, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, справедливости и верности, красоте и правде. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, развлекает, учит, приобщая к труду и красоте, мудрости и честности. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об глупости и уме, о прямодушии и хитрости, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, обычаев, быта. Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их многообразии и целостности. Обобщая сказанное, можно можно сделать вывод, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Фотоматериалы. Образовательный процесс
Развивающая предметно-пространственная среда «Уголок декоративно-прикладного искусства и национальной культуры»