Выпуск № 53 (128) 2021

Кощиенко О.В., Кудинова Е.А., Чистякова Н.П. Сенсорное воспитание детей ранне-го возраста посредством дидактических игр

На современном этапе дошкольного образования большое место уделяется сенсорному воспитанию детей. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей в детском саду, и в дальнейшем в школе.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольников уделяли многие отечественные и зарубежные ученые воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева и др.). В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Несмотря на это, наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец,
А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и др. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста
Н.М. Щелованов называет ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее [4].
Ю.М. Хохрякова сенсорное воспитание детей раннего возраста определяет как целостный, специально организованный в дошкольном учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое, индивидуализированное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающее своевременное формирование предпосылок к освоению сенсорной культуры [3].
Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из основных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов. Л.А. Венгер,
В.С. Мухина указывают такие задачи:
- ознакомление с сенсорными эталонами;
- обучение детей способам использования сенсорных эталонов;
- обучение планомерному обследованию предметов [1; 2].
В своей практике мы активно используем различные игры в работе с детьми раннего возраста с целью сенсорного воспитания.
«Собери пирамидку»
Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.
Материалы: пирамидка из 4-5 колец.
Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8-10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
«Складывание матрешки с двумя вкладышами»
Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.
Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).
Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.
«Найди такой же»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Оденем куклу»
Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
«Разложи по коробочкам»
Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.
«Подбери крышку к коробочке»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
«Цветные мячики»
Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.
Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.
Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.
«Ленточки для кукол»
Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.
Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.
Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.
Таким образом, сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Библиографический список
1.       Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/venger-la-i-dr-vospitanie-sensornoy-kultury-rebenka-ot-rozhdeniya-do-6-let_b38c428.html (дата обращения: 23.06.2021)
2.       Мухина В.С. Детская психология. М.: Книга по Требованию, 2013. 272 с.
3.       Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: дис.... канд. пед. наук. Пермь, 2010. 197 с.
4.       Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях: Учеб. пособие для мед. училищ / Под ред. Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005871224 (дата обращения: 22.06.2021)
2021-07-25 14:16