2023 2022
1 (219) 2023

Мархель И.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте

«Речевое развитие» в детском саду выделяется как самостоятельная образовательная область. В себя оно включает освоение речевой культуры детей в дошкольном возрасте. Речевая культура, в свою очередь, направлена на обогащение словарного запаса, на грамотное построение связной, монологической и диалогической речи дошкольников. Речь — это самое важное для человека, так как является средством общения.

Целевые ориентиры ФГОС, которые направлены на развитие социально-ориентированной личности с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей, не могут быть достигнуты в полной мере без освоения детьми речевой культуры. Таким образом, перед педагогами дошкольного образования, стоит много сложных задач, связанных с этой образовательной областью.

На мой взгляд, одна из очень важных задач, особенно в нашем современном мире, развитие у детей интереса, желания, влечения, любознательности к образовательной деятельности в целом. Самой же трудно решаемой задачей, является речевое развитие детей. Несмотря на то, что у нас век технологий, проблемы с речью у них остаются актуальными всегда. В процесс успешного решения этих задач должны быть вовлечены как педагоги, так и родители. Только совместная работа и заинтересованность позволит дошкольнику сформировать речевую культуру, необходимую для школьного обучения и для комфортного общения с окружающими в дальнейшем. Главное, вовремя позаботиться о правильном формировании речи, предупреждая и исправляя ошибки.

Проблема речевого развития актуальна тем, что дошкольники и школьники очень мало читают, общаются, размышляют, практически не познают элементарные вещи окружающего мира. В связи с этим, дети с большим трудом излагают свои мысли, у них маленький словарный запас и их высказывания сопровождаются только одиночными словами без определённой последовательности, из-за этого они иногда и не могут понять собеседника. Им очень тяжело воспринимать предложения, поэтому у них возникают проблемы при описании предметных картинок или просто предмета, сюжетных картин и окружающего мира.

Традиционная же методика дошкольного образования по развитию речи рекомендует, использовать в качестве приёма обучения детей, образец рассказа педагога. Практика же и опыт показывает, что это неэффективно, так как дети просто воспроизводят то, что ими было услышано, с небольшими изменениями. Получается, что ребёнок сам ничего не говорит, а лишь пересказывает, что уже сказали. Если предположить, что ребёнок вообще не слушал и не понял, он совсем ничего не сможет ответить. Если постоянно пользоваться таким приёмом, то детям станет неинтересно, надоест и они будут быстро уставать.

Исходя из всего этого, приходит понимание того, что очень важно, чтобы педагог в условиях введения ФГОС выстраивал свою работу с детьми, учитывая их мнение, желание, интерес, проявление инициативы и самостоятельности, возрастные и индивидуальные особенности. Он должен находиться в постоянном поиске чего-то нового и интересного для своих подопечных. Повышать свою компетентность и профессионализм в изучении инновационных технологий.

Одним из такого нового и интересного является работа над созданием нерифмованного пятистрочного стихотворения «Синквейн». Эта инновационная технология, применяемая в области речевого развития, берёт свои корни от японских миниатюр. В России эту технологию стали применять совсем недавно. Слово синквейн - означает пять. В процессе работы с использованием этого метода, оказалось, что он очень эффективен и позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует формированию связной речи, что в свою очередь, важно для развития всех сторон устной речи. Его легко можно совмещать с другими образовательными областями программы. Он создаёт условия для развития личности, которая самостоятельно может размышлять, высказывать своё мнение, предположение, фантазировать, обобщать, воображать, учиться составлять простые и сложные предложения, проявлять интерес к творчеству и окружающему миру, общаться со сверстниками, развивать память, внимание, мелкую моторику рук. Простота любого синквейна даёт возможность получить быстрый и эффективный результат. Содержит в себе игровой момент и творческую деятельность.

В чём же его простота? Синквейн состоит из пяти строк и по своему алгоритму построения напоминает форму «Ёлочки».

Первая строка состоит из одного слова-предмета. Здесь мы задаём вопросы: Кто? или Что?

Это может быть либо картинка, либо устно названый предмет, о котором и будет описание по алгоритму Синквейна.

Вторая строка содержит в себе два прилагательных. В ней мы начинаем описывать предмет с первой строки, отвечая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

На третьей строке мы указываем три глагола. Вопросы: Что делает? Что делают? Что можно делать с этим предметом? Указывают на действия предмета с первой строки.

Четвёртая строка сопровождается составлением из четырёх слов предложения с использованием любого слова из верхних строк и предлогом.

Пятая строка содержит в себе одно слово. Это может быть любая ассоциация, синоним с предметом из первой строки.

Алгоритм по использованию определённого количества слов в строчках может присутствовать только в том случае, если эта работа выполняется в картинках, на листах формата А 4 или с использованием методического пособия, сделанного своими руками из картона и ткани в форме объёмного треугольника, напоминающего «Ёлочку». Если этот метод применять устно, используя предмет, или его вообразить, то тогда можно при составлении Синквейна пользоваться неограниченным количеством слов.

В своей работе, чаще всего, я пользуюсь устным описанием предмета, так как при составлении синквейна, я каждый раз удивляюсь тому, что дети с лёгкостью подбирают слова – признаки, слова-действия, слова-ассоциации, которые мне иногда вспомнить сложно. А это значит, что мыслительная деятельность очень хорошо развивается. Если учитывать, что они так же хорошо составляют предложения в четвёртой строке, то безусловно, развивается речь, пополняется словарный запас. Такой метод является очень эффективным при закреплении пройденного материала по лексическим темам как индивидуально, так и по подгруппам, и массово. Игровые моменты, которые используются при составлении любого Синквейна, вызывают ещё больший интерес у детей. Ребята могут находить недостающее слово или картинку, угадывать о каком предмете идёт речь, находить и закрашивать этот предмет в ассоциациях. Также дети могут сами предлагать составление своих различных синквейнов по героям сказок, пословицам и по загадкам.

Стоит отметить, что этот метод, возможно, применять уже с младшего возраста в упрощённом варианте, а для более, старшего возраста, усложнять.

С применением такого метода, безусловно, заметны положительные результаты у детей в речевом развитии, особенно это выявляется при общении со сверстниками. Дети научились слышать и слушать друг друга, помогать, договариваться, подсказывать, обмениваться опытом о своей проделанной работе. Это обусловлено в первую очередь тем, что детям очень интересна эта технология, поэтому мыслительные и речевые процессы, дополняя друг друга, дают положительные результаты.

Учитывая всё это, с полной уверенностью можно сказать, что инновационная технология нерифмованного стихотворения Синквейн, эффективно влияет на развитие речи дошкольников. В дальнейшем, я буду продолжать развиваться вместе с детьми в области этой темы и пополнять свои и их знания, для ещё более успешного речевого развития.

Хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе!