2023 2022
2 (220) 2023

Батракова А.В. МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Принимая во внимание ФГОС дошкольного образования, мы понимаем, что образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) необходимо выстраивать, основываясь на индивидуальных характеристиках детей, чтобы помочь каждому ребенку стать полноценным субъектом образовательного процесса, с активной позицией в выборе содержания своего образования и саморазвития. Необходимо обеспечить поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, и способствовать формированию познавательного интереса и развития субъектности.

В условиях инклюзивного образования мы должны принимать во внимание, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение. Необходимо отметить, что есть определённая специфика работы с детьми с ОВЗ. Она проявляется в применении специальных приемов и методов, реализующихся в соответствии с возможностями и способностями ребенка. Важным связующим звеном между ребенком с ОВЗ, его родителями или законными представителями и педагогами учреждения является тьютор. Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от дошкольного образования до высшего профессионального обучения.

Однако проанализировав литературу, мы обратили внимание, что исследования авторов посвящены, в большей степени, реализации тьюторского сопровождения в учреждениях школьного, дополнительного и высшего образования. В то время как вопросы, связанные с освещением организации тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста, в научной литературе, на наш взгляд, освещены недостаточно.

Степень разработанности темы, её место и значение в науке и практике.Сегодня понятия «тьюторское сопровождение», «тьютор», «индивидуализация» активно изучаются в России, создана межрегиональная тьюторская ассоциация под руководством Т.М. Ковалевой, понятие тьюторского сопровождения и его роли в системе образования раскрывают в своих исследованиях такие авторы, как Т.М. Ковалева, Н.Б. Крылова, П.Г. Щедровицкий, С.А. Щенников и многие другие. Проблемами тьюторского сопровождения в дошкольном образовательном учреждении занимались Е.А. Волошина, Е.Б. Колосова, Л. Лазарева, И.В. Малахова, А.В. Николаева.

Осуществляя сопровождение детей с ОВЗ, специалист решают очень сложную задачу: как тьюторам сохранить специфику своей деятельности, не концентрируясь лишь на компенсации дефектов ребенка. необходимо удерживать задачу создания расширенной вариативной образовательной среды, чтобы полноценно помогать ребенку выстраивать собственную образовательную траекторию [3]. Тьюторское сопровождение дошкольников развивается в настоящее время в следующих взаимосвязанных аспектах: теоретико-методологический, методический, практический. сопровождение должно осуществляться на принципах добровольного участия детей, с опорой на их возрастные особенности, интересы и запросы. В этом случае также особую роль снова играет кооперация с другими педагогами, семьей. В работы педагога-тьютора входит: анкетирование родителей, вводная беседа с детьми и родителями, ознакомление с результатами опросов и бесед, диагностики, создание избыточной образовательной среды, совместные игры с родителями, помощь в составлении личностно-ресурсных карт и т.д. [1]

Так же в работу тьютора включается не только коррекция дефектов речи у воспитанников, но и формирование способности дошкольника делать осознанный выбор через участие в самостоятельной деятельности; поддержка инициативы и созидательной активности. Важным элементом поддержки является помощь ребенку в переживании как положительных, так и отрицательных эмоций. В круг ответственности тьютора также входит сопровождение социализации дошкольника в детском коллективе посредством расширения арсенала способов общения со сверстниками. В качестве инструментов тьюторской деятельности в данной модели используются дневник наблюдений, индивидуальные карты. [2]

На основе анализа теоретических и эмпирических исследований, мы убедились в том, что в настоящее время мало освещено тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста. Опираясь на результаты анализа литературы и опыт педагогов, мы попытались представить процесс сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ в виде модели.

Предлагаемая
модель характеризуется четырьмя блоками: концептуально-целевым блоком (цель, методологические подходы и принципы, обеспечивающие организацию тьюторского сопровождения); содержательным блоком (функции тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, виды деятельности в которой будет организовываться тьюторское сопровождения), процессуальным блоком (методы, технологии, формы сопровождения), аналитико – результативный блок (критерии (показатели) уровня речевого развития, социализации, становления субъектной позиции, наличие стабильной положительной динамики; средства оценки результативности и методики для ее определения).

Предлагаемая модель учитывает специфику организации тьюторского сопровождения и предусматривает включения дошкольников и их родителей в субъектную позицию относительно устранения дефицитов, возникших у ребенка связанных с ограниченными возможностями здоровья. В нашем исследовании тьюторское сопровождение представлена как система поэтапного включения в деятельность родителей и детей, с помощью отобранных методов, форм, технологий тьюторского сопровождения дошкольников с ОВЗ, которые будут способствовать успешному развитию и становлению субъектной позиции у детей.

Приложение 1





Библиографический список

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

2. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 165.

3. Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», //М., Образовательный центр «Участие», 2009.