2023 2022
1 (219) 2023

Шелковникова Е.Ф. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Трудовая деятельность является одним из важнейших направлений социализации детей, потому что в ней осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками: трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И, наконец – в-третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

Условно можно выделить несколько видов трудовой деятельности детей дошкольного возраста: ручной труд, труд на природе, бытовой труд, самообслуживание. Все виды деятельности плотно перекликаются между собой и тесно взаимосвязаны в социализации.

Одним из первых шагов на этом пути является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста трудовых навыков и неразрывно связанных с ними коммуникативных умений, которые, в свою очередь, формируются посредством сотрудничества детей как друг с другом, так и в группе, коллективе, в целом, так и со взрослыми – педагогами и родителями. С одной стороны, трудовая деятельность дошкольника просто невозможна в силу возраста ребенка, без сотрудничества; с другой стороны, именно сотрудничество становится основным фактором становления и развития личности ребенка, а также его социализации.

Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре [3].

Труд воспитывает самостоятельность, влияет на развитие инициативности, ответственности, трудолюбия, а также способствует проявлению индивидуальности ребенка. После того как ребенок выполнит трудовое действие, он начинает анализировать и оценивать продукт своего труда, но самое важное для него - это оценка окружающих его людей. Только тогда он начинает понимать значимость своего труда, и только тогда он получает удовольствие, эмоциональное вознаграждение, у него возникает ощущение собственной значимости, повышается самооценка, он осознает, что результат его деятельности полезен и нужен людям.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее: ФГОС ДО) содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей [1].

В своей педагогической практике в рамках МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников, который направлен на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ.02. Задача студентов применять все эти компетенции на своей практике, умение владеть методикой организации и руководства разными видами труда; умение подбирать оборудования и инвентарь; умение организовать рабочее место; использовать формы, методы, приемы руководства трудом детей в соответствии с поставленными задачами; применять индивидуальный, дифференцированный подход к ребенку при организации разных видов труда; качественно демонстрировать трудовые действия; обеспечить безопасность обстановки в процессе труда.

Например, МАДОУ ЦРР Детский сад №556 г. Екатеринбурга по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков трудовой деятельности мы со студентами учимся организовывать образовательные ситуации, которые проводятся в форме игры. На каждую образовательную ситуацию отводится время, что связано с психофизиологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста. Приучаем детей помогать накрывать на стол и убирать посуду после еды. Воспитываем у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая детей к самостоятельности, стремятся не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а дать ему возможность самому попытаться преодолеть трудности. Детям очень нравится трудиться, они любят выполнять поручения наших студентов.

В группах старшего дошкольного возраста, учим студентов правильно показывать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формируем представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Особенно ярко это видно на примере труда дворника, повара, медицинской сестры. Знакомим детей с трудом взрослых осуществляя через разные виды деятельности: НОД, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические игры и упражнения. Знакомя детей с трудом взрослых, студент уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы студента помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труду.

Исходя из теоретического анализа литературы и практического опыта, большое значение для социализации детей дошкольного возраста имеет самообслуживание, именно через него ребёнок постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких.

При организации самообслуживания в группах детей дошкольного возраста рекомендуется:

1.В самообслуживании должны принимать участие все дети.

2.Нужна систематическая и последовательная работа по привитию навыков самообслуживания, упражнения в практической деятельности.

3. При обучении приемам крайне важно сохранять последовательность действий

4.Чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, прежде всего дети должны хорошо понять, как это следует делать.

5. Необходимо не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу.

6. Постепенный переход от показа к подробным объяснениям способствует закреплению навыков.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет все представление о себе и об окружающем мире. Способствует развитию необходимых умений для социализации, для формирования самостоятельности, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Так в Свердловском областном педагогическом колледже в целом и на кафедре дошкольного образования, созданы все условия для формирования профессиональных компетенций студента. Прежде всего, это связано с системой практической подготовки студентов в дошкольных организациях, которые являются базой практики, что выражается в их личном стремлении применять свои знания, опыт, способности в области избранной профессии.

Библиографический список1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.№1155-23с.

2. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст]: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой, Москва «Мозаика» – Синтез, 2021- с.366

3.Мудрик А.В. Социальная педагогика/Под.ред.В.А.Сластенина.-М: Академия,2013 -200с.