2023 2022
2 (220) 2023

Родионцева Н.Ю. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОЕКТ «РАДУГА ДОБРА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Актуальность.

В настоящее время люди больше озабочены своим материальным положением, а все нравственное и духовное отходит на второй план, это видят и дети, для которых перестает существовать доброта, забота, любовь к природе и близким, как основополагающие факторы жизни.

Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Целевая аудитория проекта:

воспитанники группы (5-6 лет);

педагоги группы;

родители воспитанников

Цели и задачи.

Целью реализации проекта является расширение представлений детей об окружающем мире, закрепление и актуализация «уроков доброты», развитие чувства общности детей в группе и навыков сотрудничества.

Основными задачами проекта являются:

- дать представление о доброте, как важном человеческом качестве;

- способствовать формированию положительных черт характера: уважение к другим людям, дружелюбие, взаимопомощь, щедрость, оптимизм;

- способствовать формированию позитивных межличностных отношений со взрослыми и сверстниками;

- развивать эмоционально-личностную сферу детей;

- воспитывать сочувствие, сопереживание у ребят друг к другу;

- способствовать укреплению детско-родительских отношений;

- разработать мероприятия по вовлечению всех участников образовательного пространства в реализацию проекта.

Ожидаемые результаты:

- формирование уважительного, внимательного, теплого отношения к окружающим людям, природе и миру в целом;

- формирование у детей коммуникативных умений и навыков;

- формирование симпатии, доверия к людям;

- укрепление детско-родительских отношений.

Модули (блоки) проекта:

Три этапа реализуемые в течение 3-х месяцев.

Виды, формы, содержание воспитательной деятельности с детьми: стандартные, зарекомендовавшие себя формы работы, реализуемые в ходе запланированных акций.

Это: непосредственно образовательная деятельность, игры, беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, прослушивание песен о дружбе, добре.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Акция как основной метод достижения запланированного результата.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

- сайт ДОУ, любая техника для фото и видеосъемки, монтажа;

- доступ к сети интернет;

- изобразительные средства (цветная бумага, клей карандаш).

Этапы реализации проекта

Работа над проектом состояла из трех этапов:

- подготовительный (январь);

- основной (февраль);

- заключительный (март).

Подготовительный этап работы

Для реализации проекта потребовался:

сбор информации из различных источников по теме, подбор литературы, пособий;

подбор форм работы с детьми, родителями, педагогами: бесед, игр материалов для педагогов и родителей;

обогащение предметно – развивающей среды: изготовление практического материала (дидактических игр, атрибутов, электронных презентаций), оформление информационного и наглядного материала на официальном сайте ОУ.

Основной этап:

Реализуется, базируясь на основе пяти пунктов построения проекта, т.е. принципе 5 «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск (реализация плана), Продукт, Презентация.

Содержание пункта «Проблема»:

Определение проблемы в ходе бесед с воспитанниками.

Проблема выносится на обсуждение с детьми в виде вопросов:

1) Что такое доброта?

2) Что значит быть добрым?

3) Какие добрые дела вы делали?

4) Кому и как помогаете? Почему вы это делаете?

5) А каких добрых героев сказок вы знаете?

6) Какие их добрые дела вы можете вспомнить?

7) Как ты считаешь, а ты добрый человек?

8) На что похожа доброта?

Особенности реализации пункта: Вопрос выносится на обсуждение всей группе воспитанников. В ходе беседы педагог фиксирует не только ответы детей, но и воспитанников, проявляющих максимальный интерес к теме.

Содержание пункта «Проектирование»:

- собираются интересные факты, касающиеся предмета проектирования:

Доброта имеет множество проявлений;

Доброта в прямом смысле оказывает положительное влияние на организм (высвобождение гормонов радости в организм)

Доброта вызывает положительные эмоции, помогает справляться со страхом, тревогами, накопленными негативными эмоциями

- разрабатывается план работы:

анализируя ответы детей, проводим параллели их ответов с тем, что доброта проявляется по-разному, но всегда несет радость и положительные эмоции. Она как РАДУГА, в которой много цветов, и объединенные силой природы в мост в небе, так же дарят радость и положительные эмоции.

Особенности реализации пункта: На этом этапе желающим предлагается стать создателями «Радуги добра»

Это может быть всего 2-3 ребенка.

Планирование предполагает освещение акций, посредством которых и реализуется идея проекта.

Содержание пункта «Поиск»:

Создаются максимально комфортные условия для осуществления запланированного, задействовав как можно больше видов деятельности детей.

Воспитанники осуществляют поисковую работу, осмысление, передачу опыта, обсуждение, практикуют коммуникацию, творческую и исследовательскую деятельность.

Особенности реализации пункта: На базе сайта ДОУ создается страница клуба «Радуга Добра», которая анонсируется на главной странице сайта.

Необходимо отметить, что в данный клуб может вступить любой желающий.

Вкладка «комментарии» на странице клуба содействует обмену информацией о источниках по теме проекта между педагогами и родителями.

Акции в ходе реализации:

Январь:

«Радужная неделя» - сопоставление цвета и «Доброго дела», акция внутригрупповая для привлечения участников клуба;

«Подари улыбку»;

«Территория добра»;

«Накорми птиц»

Февраль:

«Успей сделать добро»;

Продолжение акции «Подари улыбку», «Накорми птиц».

Март:

Создание «Радуги добра» как непосредственного продукта проекта

Содержание пункта «Продукт»: Фотоотчеты на сайте, видеопоздравления, видеоролики.

Итог: рукотворная «Радуга добра», созданная руками воспитанников»

Особенности реализации пункта: По мере сбора информации, выполнения творческих работ проводятся выставки, мастер-классы, своеобразные акции, в ходе которых элементы акций разносятся по группам ДОУ.

Содержание пункта «Презентация»: Поскольку итогом проекта должен стать ценный для детей материальный продукт, раскрывающий способности и потенциал дошкольников, презентация проекта в ДОУ должна дать возможность поделиться эмоциями, продемонстрировать результаты труда.

Заключительный продукт проекта располагается на странице сайта дошкольного учреждения. Помимо этого, промежуточные творческие результаты так же демонстрируются в виде выставок в группе, на сайте ДОУ

Заключительный этап работы: обобщение результатов работы, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми, корректировка содержания этапов проекта;

презентация опыта работы по проекту педагогической общественности.

Описаний акций, как средства реализации проекта

Название акции

Описание мероприятий акции

Внешне групповое взаимодействие

Январь

«Радужная неделя»

Акция базируется на игре «Копилка добрых дел»

Воспитанники знакомятся с тем, какому цвету «присвоено» доброе дело:

Красный – мамам, педагогам;

Оранжевый – детям, одногруппникам;

Желтый – животным, птицам;

Зеленый- деревьям, цветам;

Голубой – братьям, сестрам, тетям, дядям

Синий – папам;

Фиолетовый – пожилым, и другим взрослым.

Всем воспитанникам раздаются уже готовые разноцветные элементы радуги и заготовка, на которую раз в неделю эти элементы, в соответствии с цветами радуги они будут наклеивать.

Деление на цвета относительно у словно, оговаривается каждый наклеенный фрагмент с каждым ребенком.

- сопоставление цвета и «Доброго дела», акция внутригрупповая для привлечения участников клуба;

«Подари улыбку»;

В течение срока реализации акции (январь, февраль) создаются детские рисунки, коллажи на тему подари улыбку.

По желанию участников клуба изготовленные работы раздаются педагогам, специалистам, в соседние группы.

Проводится фотофиксация реакции получивших улыбку.

«Территория добра»;

Совместно с воспитанниками и их родителями (законными представителями) создается видеоролик благодарностей для социальных партнеров ДОУ «Территория добра»

Логотип «территория добра» и соответствующий видеоролик посредством электронной почты, сайта мессенджеров или лично доставляются социальным партнерам ДОУ

Детская поликлиника №4

Городская детская библиотека №12

МОСШ № 18, 31

Фиксируется ответная реакция

«Накорми птиц»

Разработка плана размещения кормушек на участках ДОУ, изготовление кормушек

Привлечение семей воспитанников

Февраль:

«Успей сделать добро»;

Совместно с воспитанниками и их родителями (законными представителями) создается видеоролик благодарностей для социальных партнеров ДОУ «Территория добра»

Логотип «территория добра» и соответствующий видеоролик посредством электронной почты, сайта мессенджеров или лично доставляются социальным партнерам ДОУ

Театры кукол: «Бум», «Барабашка», «Чунга-Чанга», «Радость», «Караван»

Фиксируется ответная реакция

«Территория добра»;

«Накорми птиц»

Разработка плана размещения кормушек на участках ДОУ, изготовление кормушек

Привлечение семей воспитанников

Март:

Создание «Радуги добра» как непосредственного продукта проекта

В течение месяца доработка каждого отдельно созданного ребенком участка радуги, видеосъемка ребенка с его пожеланиями;

Компоновка видеоролика, размещение данного конечного продукта на сайте ДОУ

Рассылка видеоролика всем участникам проекта, анонсирование «Радуги Добра» и размещение самой, скомпонованной из частей, радуги в специально отведенной зоне ДОУ.

Трансляция промежуточных фото и видеоматериалов в холле ДОУ на протяжении всего времени проекта.



Библиографический список1. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: метод, рук-во для работников дошк. образовательных учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 224 с.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 198 с.

4. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: метод, пособие для работников дошкольных образоват. учреждений / Л. Свирская. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.

5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012. – 150 с.

6. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. -вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.