Выпуск № 62 (137) 2021

Корниенко О.А., Баталова Е.В. Удивительный мир динозавров

Вид проекта – информационный - познавательный, исследовательский.
Срок реализации – среднесрочный.
Участники проекта - дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков неизведан и загадочен. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.
Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает дошкольникам проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Цель проекта: познакомить детей с вымершими древними животными – динозаврами.
Задачи:
1.        Уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров,
2.        Познакомить с наукой – палеонтологией.
3.        Учить выдвигать гипотезы;
4.        Учить сравнивать детей свои предположения с фактами;
5.        Развивать воображение, творчество.
6.        Развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской
7.        деятельности.
8.        Формировать условия, необходимые для развития потребностей ребенка,
9.        преодолевать скованность, неуверенность.
10.    Воспитывать сочувственное, бережное отношение к животному миру.
11.    Провести открытое мероприятие «Динозавры»
Формы и методы организации проекта: интерактивные формы и методы обучения
Прогнозируемый результат:
1.       Расширение знаний детей о древних животных, населяющих планету.
2.       Воспитание бережного отношения к животному миру.
3.       Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса.
Детей дошкольного возраста очень интересует это загадочное животное, его происхождение. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир давних веков интересен и загадочен. Ребенок, заглянувший в неизведанный окружающий нас мир и узнавший всю его неповторимость, способен дорожить нашей планетой.
Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль в экологическом образовании дошкольников. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
С целью расширения кругозора детей, развития познавательных интересов, возникла идея создания проекта «Удивительный мир динозавров». Работая над проектом, мы сможем поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности посредством интерактивных форм и методов обучения.
Объект исследования - основные виды динозавров.
Предмет исследования- особенности жизни, питания, внешнего строения динозавров.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Для реализации проекта использовались интерактивные технологии обучения дошкольников.
Дети активно взаимодействовали с педагогом, друг с другом (как в парах, в подгруппах, в коллективе), с родителями.
Все участники были охвачены познавательной и коммуникативной деятельностью, участвовали в равноправном обсуждении общей темы, так как основной элемент интерактивного занятия — диалог.
Использовался метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, воображение, погружение.
Например, при рассматривании картин про древних исторических животных использовалась последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами. После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, детям предлагались творческие задания:
- «прослушать» звуки эпохи динозавров;
- вести виртуальные диалоги от имени изображенных животных;
- почувствовать доисторический воздух, времен эры динозавров изображенных на картине;
- «выйти за пределы изображенного и прогуляться, представляя себя древним животным»;
- мысленно окунуться в эпоху динозавров, определить, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая)
Использовался метод дискуссии — дети учились высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…». Все ребята активно привлекались к обсуждению, высказывали свои предположения, исходя из которых, формулировались темы по реализации проекта, которые обретали форму небольших рассказов:
1. Когда и где жили динозавры?
Динозавры жили на Земле миллионы лет назад, по всему миру. Ископаемые останки динозавров обнаружены буквально во всех концах света: в Америке и Китае, в Англии и Австралии, и даже в Антарктиде.
2. Какими были динозавры?
Динозавров было много, причем действительно самых разных. Одни были просто громадными, другие совсем крошечными. Динозавры – хищники, динозавры - травоядные, динозавры в воде, в воздухе, на суше. Ученые уже дали название примерно 300 видам динозавров, но их было гораздо больше. Ученые восстановили их вид по окаменелым скелетам.
3. Как мы узнали о динозаврах?
Всё, что сегодня известно динозаврах, узнали, исследуя окаменелости растений, животных или же их частей – иначе говоря, ископаемые, – которые находят при раскопках или случайно.
Конечно, останки можно обнаружить совершенно случайно, но в большинстве случаев экспедиция палеонтологов (учёные, которые занимаются раскопками вымерших растений и животных) приезжает на определённое место и начинает искать в земле кусочки костей.
4. Кто дал имя динозаврам?
Английский учёный Ричард Оуэн (1804–1892) нашёл большое количество огромных костей.Звери, скелеты которых он обнаружил, представились ему очень страшными, и он назвал их «ужасными ящерами», или динозаврами. С тех пор их так и называют.
5. Как выглядели динозавры?
Некоторые динозавры были огромных размеров, а другие – маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других – покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога или шипы. Нам известно около шестисот разновидностей динозавров.
6. Чем питались динозавры?
Большинство динозавров питались травой. Учёные называют их травоядными. Кроме этих миролюбивых поедателей травы были динозавры–хищники, питавшиеся мясом. Их называют плотоядными. Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи. В особенности часто это заботило травоядных, потому что в растительности содержится значительно меньше питательных веществ, чем в мясе. Хищные динозавры охотились на травоядных динозавров, убивая их с помощью своих острых зубов и когтей. Если травоядным динозаврам не удавалось спастись бегством или они не имели защитного панцирного покрова, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
7. Как размножались?
Как нам всем известно, любой динозавр отличается по внешним признакам. Яйца динозавров, имели очень крепкую скорлупу и ничем не отличались от птичьих яиц. Множество динозавров сами создавали гнезда. Размножение динозавров происходило посредством откладывания яиц в гнезда и дальнейшего их высиживания.
8. Динозавры умеют летать.
В древности существовали не только сухопутные и водные, но и летающие динозавры. Но их было не так много, как остальных видов и насчитывали лишь две разновидности воздушных ящеров. Ими были птеродактиль и птеранодон. Птеродактили были самыми ближайшими родственниками птеранодонов. Их крылья в размахе достигали семи с половиной метров, а голова была огромной и заканчивалась острым и мощным клювом, хотя и беззубым. Сзади же голова заканчивалась длинным и массивным гребнем, который служил им противовесом, позволял стремительно пикировать вниз и поворачиваться. Они обитали по побережьям морей и океанов и питались рыбой. Птеранодон — летающий гигантский ящер. Размах его крыльев достигал 15 метров! Он скорее не летал, а парил в воздухе. Эти бесхвостые и беззубые летающие динозавры имели отличительную черту — на затылке у них был длинный гребень. Благодаря гребню во время полета ящер удерживал равновесие. Птеранодоны по сравнению с птеродактилями были великанами. Жили они на побережьях и устраивали гнезда на скалах. Тут же они и выводили свое потомство.
9. Почему исчезли динозавры?
Сегодня учёные знают, что динозавры исчезли хотя и не мгновенно, но очень быстро – всего за несколько миллионов лет. Существует несколько гипотез, которые объясняют разные причины вымирания динозавров. Ни один из динозавров не дожил до наших дней. Внезапное исчезновение с лица Земли столь многочисленной и процветающей группы животных относится к числу величайших загадок в истории нашей планеты.
Метод «А что было бы, если бы…?» — в ходе реализации предлагается детям подумать и высказать свои предположения.
- «А что было бы, если бы динозавры не вымерли?»
- «А может предки динозавров живут рядом с нами?»
Целью данного метода было развивать фантазию и воображение; определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.
Метод перевоплощение — детям предлагалось поделиться на команды и представить себя на месте доисторического ящера и презентовать себя с точки зрения выбранной роли. Для решения этого метода, более реалистического перевоплощения родителями были сшиты для детей костюмы динозавров. При подготовке к методу перевоплощения дети участвовали в чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях. В качестве экспериментальной деятельности было предложено рассмотреть энциклопедии о динозаврах.
Рассматривание иллюстраций увлекательное занятие, оказалось, что не всю информацию мы можем почерпнуть из книг.
В процессе реализации метода была организована выставка мини-музея. Оказалось, что дома у некоторых ребят есть игрушечные динозавры. Было решено создать общую коллекцию и использовать ее для мини- музея «Мир динозавров». Динозаврики, которых мы выращивали в ходе экспериментальной деятельности, были также поселены в наш музей.
Как итог завершения проекта - демонстрация открытого мероприятия «Динозавры», целью которого являлось обобщить знания детей, полученные в ходе проекта. С детьми были выучены стихотворения о динозаврах, подбор и систематизация картинок, стихотворений, рисунков, прослушивание записей криков динозавров, песен про динозавров, игр, использовались конструкторы «Скелет динозавра».
Вывод
В результате использования интерактивных технологий развиваются коммуникативные навыков детей, укрепляются межличностные отношения, преодолевается скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка.
В ходе использования интерактивных технологий для реализации проекта, дети пришли к выводу, что до наших дней дожили некоторые родственники динозавров. И они нам всем известны! И если мы не будем охранять окружающую среду, эти виды могут исчезнуть, как и динозавры.
Очевидно, что динозавры вымерли в результате какой-то грандиозной катастрофы, охватившей весь земной шар.
Сценарий развлечения для дошкольников старшей группы «Динозавры»
Цель: В игровой форме знакомить с древними обитателями нашей планеты и профессией археолога. Воспитывать командный дух, сплоченность, сопереживание.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал, рассаживаются.
Звучит песенка в исполнении Родиона Газманова «Динозаврики»
Археолог – Приветствую вас, мои юные друзья! Как я рад после длительной командировки в Африку, на раскопки, вновь оказаться дома!.
Да, вы, я вижу, не скучали, без дела не сидели, и продолжили изучение динозавров!
Воспитатель – Да, наши дети даже стихотворения подготовили про этих древних животных. (Слайд-шоу про динозавров)
Археолог – Интересно – интересно! С удовольствием послушаю!
Диплодок
Динозавр двадцатитонный,
Ноги – толстые колонны.
Великан, но добродушный,
Целый день листочки кушал.
Археоптерикс
Птичий предок был крылатым,
Острозубым и пернатым.
Коготками в ствол вцеплялся.
Насекомыми питался.
Бронтозавр
Бронтозавр был так умён:
Беззащитных двадцать тонн
Под водой любил скрывать,
И растения жевать.
Стегозавр
На спине носил он скромно
Два ряда пластин огромных.
Из хвоста шипы торчали,
Злобных хищников пугали.
Тираннозавр
Очень страшный, крупный хищник,
Как ножи его зубищи.
Вымер он давным-давно,
Встретить можно лишь в кино.
Ихтиозавр
Рыбоящер в океане
Плавал с острыми зубами.
Малышей кормил притом
Как дельфины молоком.
Кентозавр
Кентозавр был ящер смелый,
Два ряда шипов имел он.
Так от хищников спасался,
Мирно травкою питался.
Воспитатель – Ну, как? Справились наши юные археологи, всех правильно назвали?
Археолог Да, молодцы, постарались! На самом деле динозавров конечно, гораздо больше, (около тысячи видов), но эти – самые известные. Художники тоже постарались, изобразили и хищников и травоядных довольно реалистично. Хотя, честно говоря, мы ведь находим только кости, а какого цвета была шкура – остается только догадываться. Поэтому игрушечные динозаврики встречаются самых разнообразных расцветок.
…Дети, а вы бы хотели побывать на раскопках?
Воспитатель - Не только дети, и мы бы с удовольствием побывали! Это же так увлекательно: с помощью кисточек осторожно убирая песок обнаружить, скажем, зуб динозавра.
Археолог – А знаете, как сложно потом, после нахождения всех косточек, собрать динозавра? Был даже случай, когда ученые сначала собрали динозавра «задом наперед» и только через некоторое время перевернули! Да-да, честное слово! А один мой коллега сначала поместил палец динозавра на его нос!
А давайте-ка мы с вами поиграем, попробуем приклеить тираннозаврам зубы на верхнюю и нижнюю челюсть. Кстати, знаете, как переводится на русский язык слово ДИНОЗАВР? Это слово звучит как «ужасный ящер». Мальчики, не боитесь головы этого монстра? Тогда – вперед!
ИГРА (три команды мальчиков)
Мальчики рисуют зубы в раскрытую пасть динозавра. На мольбертах плоскостные изображения пасти без зубов.
Археолог – а что же у нас девочки в стороне остались? Непорядок! Женщины – археологи у нас наравне с мужчинами трудятся. Давайте мы вам, дадим тоже одну ответственную работу. Нужно нарисовать вот этим стегозаврам пластины на спину.
ИГРА (три команды девочек)
Девочки рисуют восковыми мелками цветные треугольники на спину динозавра. На мольберте – три плоскостных изображения динозавров. Рядом, на столике – мелки.
Археолог – Ну, вот и молодцы! Справились! Присаживайтесь, отдыхайте!
Воспитатель - Уважаемый археолог, а что самое трудное в вашей работе: найти или собрать все косточки в скелет?
Археолог – И найти бывает непросто, и собирать тоже. Знаете, динозавры ведь жили раньше не только в Африке. На всех континентах можно найти их останки. И, представьте себе, многие лежат, как попало. Поди, разберись! Большие рядом с маленькими, охотники рядом с жертвами. Иногда мы находим целые долины с костями. Они могли оказаться в таком месте совершенно случайно и погибнуть, увязая в болоте или нефтяной луже.
Вот перед вами – три долины. Ваша задача – отыскать всех динозавриков. Но, чур – не жадничать. Каждый участник экспедиции отыскивает и раскапывает только одного динозаврика. Договорились? Работаем аккуратно, как профессионалы.
ИГРА - раскопки (три команды)
В песочных столиках под слоем песка прячутся маленькие динозавры. Дети их с помощью кисточек аккуратно раскапывают и складывают в контейнеры.
Воспитатель – Вот, молодцы! Кажется, всех отыскали! Ах, как бы и мне хотелось хоть раз самой отыскать какую-нибудь косточку динозавра! Коготь например, или даже пятку! Или ухо. У динозавров ведь были уши?
Археолог – Таких ушей, как у современных животных, конечно не было. Но то, что они слышали – определенно. И звуки издавали. Я даже песенку одну знаю. Она называется «Самая первая песня». А озвучивать динозавра (в припеве) разрешается всем. Можно скрипеть, кряхтеть, скулить и даже похрюкивать!
Песня «Самая первая песня» (текст песни есть в приложении)
Воспитатель – Какая хорошая песенка у нас получилась!
Археолог – А сейчас я хочу проверить, какие дети внимательные и предложить собрать пазлы с динозаврами.
ИГРА «Собери пазлы»
Воспитатель – дети собрали все изображения. Да так быстро, никому помогать не пришлось!
Археолог - Наше развлечение подходит к концу, и я хочу пригласить сюда…. Кого бы вы думали? Динозаврика, конечно!
Динозаврик: Здравствуйте, здравствуйте! Я к вам прямо из страны Мульти - пульти. И не с пустыми руками (то есть лапами). А за ваш труд я принес вам подарки.
Воспитатель - Мы очень рады! Спасибо вам большое!
Археолог – Надеюсь, когда вы вырастите, кто-то из вас тоже станет археологом и откроет какой-нибудь новый вид!
Игра – танцы с динозавром – надувным мячом (не урони)
Используемая методическая литература:
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
1. Динозавры. Полная энциклопедия. Т.Грин. Эксмо. 2015 г.
2. Динозавры. Гиганты, жившие до начала времен. Ми Тун. Эксмо.2019 г.
3. Динозавры. Первая энциклопедия для детей.Р.Перре.А.Франциск. Владис 2018 г.
4. Пособие по экологическому образованию дошкольников. "Наш дом - природа". Рыжова Н. А. Москва. 1998 г.
5. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.
6. Текст песни "Динозаврики" Музыка В. Резникова, слова А. Римициана.
7. Текст песни С. Никитин - Самая первая песня.

Организация выставки. Оказалось, что дома у некоторых ребят есть игрушечные динозавры. Было решено создать общую коллекцию и использовать ее для мини- музея «Мир динозавров». Дети и родители любезно предоставили свои домашние коллекции (100 экземпляров)

Прогулка по древней планете с динозаврами

 

Диалоги от имени древних ящеров. Презентация себя с точки зрения выбранной роли. Представляя себя древним животным
Полное «погружение» в эпоху динозавров

При подготовке к методу перевоплощения дети участвовали в чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций в энциклопедиях.

Высказывание своих предположений. Творческая мастерская - «А что было бы, если бы динозавры не вымерли?» Наши фантазии. Мы их представляем «Вот такими!»