Выпуск № 53 (128) 2021

Пашкова Е.Ю., Томаровская И.А. Формирование культуры общения у детей до-школьного возраста

В настоящее время актуализируется проблема необходимости совершенствования сферы человеческих отношений, обусловленная многочисленными социальными и духовными проблемами современного российского общества. Данная задача ставится как перед различными науками в целом, так и образовательной системой в частности. Для решения данной задачи с точки зрения психолого-педагогического подхода необходимо пересмотреть взгляды и сместить акцент на формирование навыков общения. В связи с этим проблема формирования культуры общения, особенно у детей, становится особенно актуальной.
Проблема формирования основ культуры общения у дошкольников находит отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» указывается важность развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками [6].
Именно высокий уровень культуры общения является одним из ключевых условий успешной социализации человека в обществе. Потребность в общении с окружающими выступает важнейший социальной потребностью любого человека. Исследования
Л.И. Божович [2], А.А. Люблинской [2], Д.Б. Эльконина [7] и др. приводят факты о том, что потребность в общении относится к числу наиболее ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования основ культуры общения с самого раннего возраста.
Б.Г. Ананьев рассматривает общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми [1].
Рассматривая феномен «культура общения», отметим трактовку понятия, предложенную А.А. Леонтьевым, согласно которой под культурой общения понимается процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [3].
Более простое определение дается М.И. Лисиной: «культура общение – это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата» [4, с. 69].
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обнаружить противоречие между социально назревшей потребностью в формировании основ культуры общения у детей младшего дошкольного возраста и недостаточным количеством специальных исследований и научно обоснованных рекомендаций в данном направлении.
Работу по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста следует осуществлять по трем направлениям:
- формирование когнитивного компонента, т.е. представлений детей о нормах и правилах поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
- формирование эмоционального компонента, т.е. эмоционального отношения детей к окружающим (сверстникам);
-формирование поведенческого компонента, т.е. умений у детей решать проблемные ситуации на основе норм и правил способов общения.
Для того чтобы сформировать у дошкольников когнитивный компонент культуры общения следует знакомить их с нормами и правилами речевого этикета, в зависимости от участников и ситуации общения.
Рекомендуем знакомить детей дошкольного возраста с правилами речевого этикета:
- Обязательно говори при встрече со знакомыми людьми слова приветствия, такие как: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как я рад (а) тебя видеть, как хорошо, что мы встретились.
- По окончании встречи говори людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
- Когда к тебе пришли гости, скажи им слова приветствия, а провожая их, скажи слова расставания.
- Когда кто-то (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, знакомый или незнакомый человек) сделал для тебя что-то хорошее (помог убрать игрушки, подарил подарок, купил мороженое, угостил сладостями, приготовил еду и накормил тебя, уступил тебе место в транспорте, придержал тебе дверь, сделал для тебя еще что-то важное), поблагодари его добрым словом «спасибо».
- Когда выходишь из-за стола после еды, всем, кто вместе с тобой ел и кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, скажи слово «спасибо».
- Когда тебе нужна помощь, попроси и обязательно скажи слово «пожалуйста».
- В ответ на слово «спасибо» можно сказать слово «пожалуйста».
- Знай, что люди ждут от тебя добрых слов, в которых ты отмечаешь их хорошие качества, достоинства, умения. Такие слова называются комплиментами.
- Старайся не обижать людей злыми словами.
- Знай: обидные прозвища, которые иногда ребята говорят друг другу, уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется.
- Обращайся к людям, называя их по именам.
Также важным в формировании когнитивного компонента является обеспечение образцов правильного, грамотного общения. Это осуществляется посредством общения детей со взрослыми – педагогами и родителями, т.к. именно они являются образцами во всем для детей, в том числе в аспекте грамотного и правильного общения.
Выделим общие правила общения взрослых с детьми (Рис. 1):
Родителям необходимо:
Помнить, что при повторяющихся знаках приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение, что с ним все хорошо, он хороший ребенок; от сигналов осуждения, недовольства, критики происходит складывание ощущений, что с ним что-то не так и он плохой.
Научиться слушать ребенка, который в определенный момент может быть в хорошем или плохом настроении.
Оставаться рядом с ребенком при наказании, не избегать с ним общения.
Стань для своего ребенка образцом в проявлении позитивных эмоций по отношению к членам семьи и к другим людям.
Избегать равнодушности и безразличия при разговоре с ребенком.
Использовать в семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают жизнь ребенка радостнее.
Для формирования эмоционального компонента культуры общения у дошкольников можно исползать игровые упражнения, направленные на формирование эмоционального отношения детей к окружающим. Нами разработан банк игровых упражнений по формированию эмоционального компонента культуры общения у дошкольников. Предложенные игровые упражнения можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах: «Кто говорит?», «Комплименты», «Доброе слово», «Ласковое имя», «Здороваемся без слов», «На мостике», «Музыкальные объятия (обнималки) », «Возьмёмся за руки, друзья», «Змея», «Паровозик», «Заколдованная тропинка», «Я хочу с тобой подружиться».

Рис. 1 Общие правила общения взрослых с детьми


Для формирования поведенческого компонента культуры общения у детей дошкольного возраста рекомендуется инсценировать «положительные» или «отрицательные» способы взаимодействия с последующим их обсуждением.
Важным аспектом является повышение интереса и мотивации детей к постижению основ культуры общения. Наиболее распространенными способами использования игровых приемов в работе с детьми дошкольного возраста являются следующие:
- Воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет, что к ним «кто-то пришел».
- Игровой персонаж (зайчик, собачка и т.п.) просит помочь ему. Дети выполняют просьбу игрушки. Воспитатель от лица игрушки благодарит их.
- При выполнении какого-либо задания воспитатель побуждает детей к перевоплощению в те или иные образы. Например, при рисовании фруктовых деревьев предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно-прикладного искусства – народным мастером и т.п.
С целью обеспечения эффективности работы по формированию культуры общения у детей дошкольного возраста необходимо организовывать сотрудничество с семьей воспитанников для выработки единых требований к ребенку. Для этого можно использовать разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Рассмотрим некоторые из них.
«Гость группы» является современной формой взаимодействия ДОУ и родителей воспитанников, которая предполагает организацию и проведение организованной образовательной деятельности, режимных моментов родителями под руководством воспитателя.
Участие родителей в детской исследовательской и проектной деятельности: участвуя в реализации проекта, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Защита семейных проектов (итог работы над проектом) носит творческий характер: сообщение с наглядной информацией, презентация, выставка, фоторепортаж и пр.
Совместная творческая деятельность с детьми: тематические выставки, конкурсы, задания организованные в рамках реализации проектов по образовательным областям основной общеобразовательной программы ДОУ: выставки, конкурсы и задания предоставляют родителям и детям дома организовать совместную творческую деятельность (нарисовать рисунок, смастерить поделку, макет, оформить фотоколлаж, фотовыставку, сочинить сказку, подготовить костюм и пр.).
Досуговые: тематические и творческие формы взаимодействия используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми; совместная подготовка детских праздников, досугов, тематических дней, викторин, литературных вечеров и участие в них родителей; участие в творческих мастерских ДОУ; «Час семейных увлечений» - родители проводят мастер – классы по обучению мастерства своего рукоделия, освоению нетрадиционных техник рисования, обучают плетению волос и пр.; «В гостях у сказки» - привлечение родителей к организации театральных постановок.
Таким образом, формирование культуры общения у детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с тремя направлениями: формирование когнитивного компонента, т.е. представлений детей о нормах и правилах поведения в общении со сверстниками и взрослыми; формирование эмоционального компонента, т.е. эмоционального отношения детей к окружающим; формирование поведенческого компонента, т.е. умений у детей решать проблемные ситуации на основе норм и правил способов общения. А также при реализации ряда педагогических условий: инсценировать «положительные» или «отрицательные» способы взаимодействия с последующим их обсуждением; знакомство с нормами и правилами речевого этикета, в зависимости от участников и ситуации общения; использование игровых приемов, способствующих повышению интереса и мотивации детей к постижению основ культуры общения; обеспечить образцы правильного, грамотного общения; сотрудничество с семьей воспитанников для выработки единых требований к ребенку.
Библиографический список
1.       Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. 431 с.
2.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
3.       Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2007. 365 с.
4.       Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. М., 2009. 320 с.
5.       Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01007161777 (дата обращения: 24.06.2021)
6.       Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.,2013.
7.       Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.