2023 2022
1 (219) 2023

Панкратова Е.Е. ПРОЕКТ «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Задачи:

· расширять знания детей о неживой природе и её свойствах;

· экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы;

· учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

· создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

· включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей;

· создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;

· воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

· формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

· привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы обучения:

· словесные,

· практические,

· наглядные,

· игровые.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, поисково – исследовательский.

Работа с родителями:

· анкетирование родителей на данную тему;

· ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно – экспериментального проекта;

· рекомендации и консультации для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома», «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников!»;

· оказать помощь в сборе пособий и материалов для экспериментально – исследовательской деятельности.

1-ый этап – организационный или подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2-ой этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности.

Сентябрь 2022г.

Раздел: ВЕЩЕСТВО.

1. Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

Цель: развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

Задачи:

· развивать элементарные представления о том, и чего состоят тела и как они могут изменяться;

· познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга;

· на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

Материал и оборудование: подкрашенная жидкость в прозрачном стакане; вода, лед в формочках; спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испарения; схемы строения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

2. Жидкость. Свойства воды.

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями.

Задачи:

· познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;

· развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве.

Материал и оборудование: ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложка и т. п.; 2 стакана с водой; 2 яйца; 5 ч. ложек соли; камешки; сахар, соль, кристаллы марганцово - кислого калия; масло; глубокая тарелка.

3. Газ. Свойства воздуха.

Цель: развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи:

· уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;

· расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

· сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;

· уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Материал и оборудование: веер; пустая бутылочка с узким горлышком; таз с водой; 2 стакана один с чистой водой, другой – с газированной); небольшие кусочки пластилина; бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик; 2 ванночки с теплой и холодной водой; стакан с прикрепленным пластилином к его дну листочком бумаги; воздушные шары; игра «Мыльные пузыри».

4. Твердое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы).

Цель: развитие способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду и т. д.

Задачи:

· развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);

· познакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины;

· познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их назначением.

Материал и оборудование: предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов; образцы почвы в железной баночке; спиртовка; листья березы, хвоинки сосны, останки насекомых; стакан с водой и палочка; стеклянная пластина; 2 штатива, 2 воронки, 2 стакана; образцы глины и песка.

5. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

Цель: развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

· продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;

· закрепить представление о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком;

· стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании и о его возможной опасности;

· уточнить представления детей о горении; напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;

· сформировать представление детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;

· совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно - следственные связи.

Материал и оборудование: пластмассовая бутылка; воздушный шарик; 2 миски: с горячей и холодной водой; термометр; свечи, спички.

Октябрь 2022г.

Раздел: ДВИЖЕНИЕ.

1. Почему предметы движутся.

Цель: развивать способность детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения.

Задачи:

· познакомить детей с понятиями «движение», «трение», «инерция»;

· найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие «сила»;

· объяснить, что если на предметы не воздействуют силы, то они остаются в состоянии покоя;

· экспериментальным путем определить понятие «равновесие»;

· познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения.

Материал и оборудование: машинки, шарики, тележки; разные поверхности: стекло, ковер, деревянная крышка стола и т. п.; коробка из-под обуви, в которой посередине меньшей стороны вырезано квадратное отверстие; линейка; 10 неграненых фломастеров (или карандашей); воздушный шарик (приблизительно - 20 см).

2. Тяготение. Свободное падение.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с силой тяготения.

Задачи:

· познакомить детей с невидимой, но существующей силой – силой тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле;

· познакомить детей с понятием «свободное падение», то есть под действием силы тяжести;

· подвести детей к самостоятельному выводу о роли тяготения.

Материал и оборудование: стул; различные небьющиеся предметы.

3. Виды движения.

Цель: развивать умение детей находить различные виды одного действия – движения.

Задачи:

· познакомить детей с видами движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности);

· развивать умение определить и назвать вид движения, указанный на предложенных картинках;

· ввести понятие «скорость»;

· расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.

Материал и оборудование: машинки, тележки; юла, детская железная дорога.

4. Равновесие. Простые механизмы.

Цель: развивать способность использовать простые механизмы – рычаги, колеса, клины и т. д.

Задачи:

· сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории;

· совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).

Материал и оборудование: рычажные весы; толстая бечевка, ножницы, линейка, 2 шайбы, карандаш, стол, клейкая лента, фломастер, 3 стакана по 250 мл; детская энциклопедия; 2 метлы, веревка или толстый шнур длиной 3 метра, 2 круглые зубочистки.

Ноябрь 2022г.

Раздел: ИЗМЕРЕНИЕ.

1. Как человек измеряет?

Цель: развитие сенсорных способностей детей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. д.

Задачи:

· развивать представления о человеке как биологическом существе;

· стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т. п.;

· формировать понимание ребенком того, что человек – часть природы;

· формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания;

· совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас новыми словами: зрение, слух, вкус;

· развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно – историческом процессе.

Материал и оборудование: предметы: для проведения дид. игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, лимон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колокольчик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»; наглядные картинки по теме «Человек»; таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопровождаемая картинками из энциклопедии.

2. Чем можно измерять? (единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема).

Цель: развивать способности детей измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.

Задачи:

· формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;

· познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);

· научить способам использования измерительных приборов;

· обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения;

· развивать представления об истории появления метрической системы мер.

Материал и оборудование: линейка, измерительная лента, ростомер; весы с разновесами (стрелочные, пружинные); мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.

3. Термометр и температура.

Цель: развитие способности детей концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.

Задачи:

· познакомить детей с понятием «температура»;

· формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;

· сравнивать разные виды термометров;

· формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;

· систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;

· пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Материал и оборудование: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

4. Часы и время.

Цель: развитие способности детей понимать ценность времени в жизни человека.

Задачи:

развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;

формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т. д.;

формировать представления о необходимости рационального использования времени в течении дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т. п.;

совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.

Материал и оборудование: часы песочные, механические, электронные; картинки с изображением солнечных, водных, парафиновых и других видов древних часов.

Декабрь 2022г.

Раздел: ОГОНЬ.

1. Огонь – друг, огонь – враг.

Цель: развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.

Задачи:

· обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности;

· совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников;

· развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных чрезвычайных ситуациях;

· выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению;

· воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.

Материал и оборудование: свеча; кристаллы марганцово - кислого калия,

глицерин, бумага; спички, фонарик; 3 фарфоровые чашечки, одеколон, песок,

плотная ткань, комнатное растение, 2 стакана с водой, огнетушитель.

Январь 2023 г.

Раздел: ЗВУК И СЛУХ.

1. Источники звука и его распространение.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе анализа различных звуков.

Задачи:

· познакомить детей с понятием «звук»;

· сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности;

· развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.

Материал и оборудование: детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка и т. п.; пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.

2. Способы восприятия звуков человеком и животным.

Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе с разными способами восприятия звуков.

Задачи:

· уточнить понятие «звук»;

· познакомить детей со строением человеческого уха – органа, воспринимающего звуки;

· сформировать представление о сходности и различии органов восприятия звуков человека и животных (строение ушной раковины, ее расположение на голове и др.)

Материал и оборудование: детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка и т. п.; пластмассовый стакан, резинка в форме колечка; схема строения уха человека и животного.

Февраль 2023 г.

Раздел: В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

1. Молния. Электрический ток. Виды электричества.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.

Задачи:

· познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;

· объяснить природу молнии;

· формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Материал и оборудование: воздушный шарик; ножницы; салфетка; линейка; расческа; пластилин, большая металлическая скрепка; что – либо шерстяное (пальто или свитер из стопроцентной шерсти); прозрачная пластиковая салфетка.

2. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.

Цель: развитие способности детей обращаться с элементарными электрическими приборами.

Задачи:

· формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят его (диэлектрики);

· познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа и др.);

· совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

Материал и оборудование: провод в оплетке; резиновые перчатки; пластмасса, дерево, стекло и др.

3. Электромагнит. Современная техника.

Цель: развитие любознательности детей и способности ориентироваться в мире современной техники.

Задачи:

· формировать представление об электромагнитных свойствах тока;

· расширять представления о применении электромагнитов в современной технике.

Материал и оборудование: метр изолированного провода толщиной до 1 мм;

длинный железный гвоздь; батарейка на 6 вольт; металлические скрепки.

Март 2023 г.

Раздел: МАГНИТИЗМ.

1. Магнит и его свойства.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Задачи:

· познакомить детей с понятиями «магнит», «магнетизм»;

· сформировать представления о свойствах магнита;

· актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Материал и оборудование: разные магниты – прямоугольный, круглый, в форме подковы, железные опилки, бумажный стаканчик, листок бумаги; салфетка, ножницы, линейка, нитка (30 см), прямая стальная булавка, прямоугольный магнит.

2. Магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: развитие любознательности детей в процессе знакомства с компасом.

Задачи:

· познакомить детей с тем, что Земля – это большой магнит, у которого есть северный и южный полюс;

· сформировать представления о свойствах компаса.

Материал и оборудование: компас; различные предметы.

Апрель 2023 г.

Раздел: ЗЕМЛЯ И ЕЕ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ.

1. Земля на глобусе.

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.

Задачи:

· познакомить детей с моделью Земли – глобусом;

· расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях;

· познакомить детей с историческими изменениями в представлениях людей о форме Земли (плоская, лежит на трех слонах или китах и т. п.);

· формировать умение устанавливать цветовые соответствия на глобусе с реальными природными объектами (синий цвет глобуса символизирует воду, зеленый – леса, коричневый – горы и т. д.);

· формировать первоначальные представления о животных разных климатических зон Земли (животные Севера, жарких стран, умеренного климата) и особенностях их внешнего и внутреннего строения.

Материал и оборудование: глобус; энциклопедия «Мир вокруг»; фотографии с изображением Земли из космоса.

2. Портрет Земли - карта.

Цель: развивать способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли.

Задачи:

· формировать представления об истории картографии;

· познакомить детей с известными путешественниками – первооткрывателями;

· познакомить с современными картами, условными обозначениями на них;

· формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта;

· расширять географические представления о материках, океанах, островах, морях и т. д.

Материал и оборудование: карта полушарий; энциклопедия «История открытий»; большой атлас Земли; схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

3. Отчего происходит смена дня и ночи.

Цель: развитие умений устанавливать причинно – следственные отношения.

Задачи:

· развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве;

· объяснить почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли;

· совершенствовать представления детей о времени и частях суток.

Материал и оборудование: модель Земли и Солнца; картинки с изображением различных времен суток; детская энциклопедия.

4. Смена времен года.

Цель: развитие логического мышления детей.

Задачи:

· развивать у детей элементарные представления о том, какое место в Солнечной системе занимает планета Земля;

· развитие представлений о вращении Земли вокруг Солнца;

· сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях.

Материал и оборудование: макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца»; сезонные картинки; детская энциклопедия.

3- й этап – завершающий.

Май 2023 г.

Раздел: ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.

Цель: актуализировать приобретенный в специально организованных и совместных видах деятельности опыт физического экспериментирования.

Задачи:

· обогащать представления о физических законах природы и последствиях их нарушения;

· совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при постановке экспериментов;

· развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы.

Материал и оборудование: материал для проведения итоговой игры «Что? Где? Когда?»

Презентация проекта для родителей и педагогов.

Приложение 1

Анкета для родителей

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»Уважаемые родители!

Экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.

1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)

2.Как Вы на них реагируете?

а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;

б) отвечаю первое, что приходит в голову;

в) говорю, что у меня нет времени.

3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;

б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных

передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).

в) редко проявляет исследовательскую активность.

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

________________________________________________________________

5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда). Если да, то какие?

________________________________________________________________

6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное

подчеркнуть):

а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;

б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;

в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.

7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок? ________________________________________________

9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского

экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)

10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать? Почему? ________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!