Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Задачи:
· расширять знания детей о неживой природе и её свойствах;
· экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы;
· учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
· создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
· включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей;
· создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности;
· воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
· формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
· привлечение родителей к совместной деятельности.
Методы обучения:
· словесные,
· практические,
· наглядные,
· игровые.
Вид проекта: долгосрочный, групповой, поисково – исследовательский.
Работа с родителями:
· анкетирование родителей на данную тему;
· ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно – экспериментального проекта;
· рекомендации и консультации для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома», «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников!»;
· оказать помощь в сборе пособий и материалов для экспериментально – исследовательской деятельности.
1-ый этап – организационный или подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности.
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2-ой этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности.
Сентябрь 2022г.
Раздел: ВЕЩЕСТВО.
1.Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.
Цель: развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
· развивать элементарные представления о том, и чего состоят тела и как они могут изменяться;
· познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга;
· на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.
Материал и оборудование: подкрашенная жидкость в прозрачном стакане; вода, лед в формочках; спиртовка, на которой нагревается вода до кипения и испарения; схемы строения вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.
2. Жидкость. Свойства воды.
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
· познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;
· развивать умение находить различные жидкости в окружающем пространстве.
Материал и оборудование: ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложка и т. п.; 2 стакана с водой; 2 яйца; 5 ч. ложек соли; камешки; сахар, соль, кристаллы марганцово - кислого калия; масло; глубокая тарелка.
3. Газ. Свойства воздуха.
Цель: развивать способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
· уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
· расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
· сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе;
· уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.
Материал и оборудование: веер; пустая бутылочка с узким горлышком; таз с водой; 2 стакана один с чистой водой, другой – с газированной); небольшие кусочки пластилина; бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик; 2 ванночки с теплой и холодной водой; стакан с прикрепленным пластилином к его дну листочком бумаги; воздушные шары; игра «Мыльные пузыри».
Цель: развитие способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду и т. д.
Задачи:
· развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло);
· познакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины;
· познакомить с различными металлами (медь, алюминий, золото, серебро) и их назначением.
Материал и оборудование: предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева, различных металлов; образцы почвы в железной баночке; спиртовка; листья березы, хвоинки сосны, останки насекомых; стакан с водой и палочка; стеклянная пластина; 2 штатива, 2 воронки, 2 стакана; образцы глины и песка.
5. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).
Цель: развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.
Задачи:
· продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе;
· закрепить представление о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком;
· стимулировать детей к рассуждению о пользе расширения тел при нагревании и о его возможной опасности;
· уточнить представления детей о горении; напомнить о необходимости всегда соблюдать правила безопасности;
· сформировать представление детей о том, что теплый воздух поднимается вверх;
· совершенствовать речь детей, расширять кругозор, умение устанавливать причинно - следственные связи.
Материал и оборудование: пластмассовая бутылка; воздушный шарик; 2 миски: с горячей и холодной водой; термометр; свечи, спички.
Октябрь 2022г.
Раздел: ДВИЖЕНИЕ.
1. Почему предметы движутся.
Цель: развивать способность детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения.
Задачи:
· познакомить детей с понятиями «движение», «трение», «инерция»;
· найти объяснение, почему предметы движутся, ввести понятие «сила»;
· объяснить, что если на предметы не воздействуют силы, то они остаются в состоянии покоя;
· экспериментальным путем определить понятие «равновесие»;
· познакомить с положительными и отрицательными последствиями трения.
Материал и оборудование: машинки, шарики, тележки; разные поверхности: стекло, ковер, деревянная крышка стола и т. п.; коробка из-под обуви, в которой посередине меньшей стороны вырезано квадратное отверстие; линейка; 10 неграненых фломастеров (или карандашей); воздушный шарик (приблизительно - 20 см).
2. Тяготение. Свободное падение.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с силой тяготения.
Задачи:
· познакомить детей с невидимой, но существующей силой – силой тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле;
· познакомить детей с понятием «свободное падение», то есть под действием силы тяжести;
· подвести детей к самостоятельному выводу о роли тяготения.
Материал и оборудование: стул; различные небьющиеся предметы.
3. Виды движения.
Цель: развивать умение детей находить различные виды одного действия – движения.
Задачи:
· познакомить детей с видами движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной поверхности);
· развивать умение определить и назвать вид движения, указанный на предложенных картинках;
· ввести понятие «скорость»;
· расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас.
Материал и оборудование: машинки, тележки; юла, детская железная дорога.
4. Равновесие. Простые механизмы.
Цель: развивать способность использовать простые механизмы – рычаги, колеса, клины и т. д.
Задачи:
· сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории;
· совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).
Материал и оборудование: рычажные весы; толстая бечевка, ножницы, линейка, 2 шайбы, карандаш, стол, клейкая лента, фломастер, 3 стакана по 250 мл; детская энциклопедия; 2 метлы, веревка или толстый шнур длиной 3 метра, 2 круглые зубочистки.
Ноябрь 2022г.
Раздел: ИЗМЕРЕНИЕ.
1. Как человек измеряет?
Цель: развитие сенсорных способностей детей в плане измерения характеристик предметов окружающего мира «от себя»: рассматривать, ощупывать их, различать издаваемые ими звуки и т. д.
· развивать представления о человеке как биологическом существе;
· стимулировать ответы детей на вопросы «Кто ты?», «Какой ты?», «Чем мы видим?», «Чем мы слышим?», «Как мы узнаем о горьком и соленом?», «Для чего нужны руки?» и т. п.;
· формировать понимание ребенком того, что человек – часть природы;
· формировать охранное отношение к органам зрения, слуха, осязания;
· совершенствовать речь детей, пополнять словарный запас новыми словами: зрение, слух, вкус;
· развивать представления о способах (приложение предмета к части тела для определения длины) и единицах измерения (локоть, ладонь, фут, унция, пас, ярд) человеком предметов действительности в культурно – историческом процессе.
Материал и оборудование: предметы: для проведения дид. игр «Определи на ощупь» (кубик, мячик и др.), «Угадай на вкус» (яблоко, лимон, лук, огурец и др.), «Узнай предмет по звуку» (колокольчик, бубен, коробка со спичками, свисток и др.), «Узнай по описанию»; наглядные картинки по теме «Человек»; таблица древнеегипетских мер, римская система мер, сопровождаемая картинками из энциклопедии.
2. Чем можно измерять? (единицы измерения, измерительные приборы длины, веса, объема).
Цель: развивать способности детей измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.
Задачи:
· формировать представления детей о мерке как способе измерения длины, объема, веса;
· познакомить детей с простейшими измерительными приборами (линейкой, сантиметровой лентой, различными видами весов, объемными мерками с делениями);
· научить способам использования измерительных приборов;
· обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения;
· развивать представления об истории появления метрической системы мер.
Материал и оборудование: линейка, измерительная лента, ростомер; весы с разновесами (стрелочные, пружинные); мерные сосуды 100 и 500 мл с делениями.
3. Термометр и температура.
Цель: развитие способности детей концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Задачи:
· познакомить детей с понятием «температура»;
· формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;
· сравнивать разные виды термометров;
· формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
· систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости от температуры воздуха;
· пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Материал и оборудование: термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; 2 стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.
4. Часы и время.
Цель: развитие способности детей понимать ценность времени в жизни человека.
Задачи:
развивать представления детей о человеке в истории, познакомить с древними и современными способами измерения времени;
формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах, сутках и т. д.;
формировать представления о необходимости рационального использования времени в течении дня: на игру, учение, сон, физическую активность и т. п.;
совершенствовать речь детей, вспомнить загадки, пословицы о времени.
Материал и оборудование: часы песочные, механические, электронные; картинки с изображением солнечных, водных, парафиновых и других видов древних часов.
Декабрь 2022г.
Раздел: ОГОНЬ.
1. Огонь – друг, огонь – враг.
Цель: развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи.
· познакомить детей со строением человеческого уха – органа, воспринимающего звуки;
· сформировать представление о сходности и различии органов восприятия звуков человека и животных (строение ушной раковины, ее расположение на голове и др.)
Материал и оборудование: детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка и т. п.; пластмассовый стакан, резинка в форме колечка; схема строения уха человека и животного.
Февраль 2023 г.
Раздел: В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.
1. Молния. Электрический ток. Виды электричества.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с явлением электричества.
Задачи:
· познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»;
· объяснить природу молнии;
· формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материал и оборудование: воздушный шарик; ножницы; салфетка; линейка; расческа; пластилин, большая металлическая скрепка; что – либо шерстяное (пальто или свитер из стопроцентной шерсти); прозрачная пластиковая салфетка.
2. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.
Цель: развитие способности детей обращаться с элементарными электрическими приборами.
Задачи:
· формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят его (диэлектрики);
· познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа и др.);
· совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли.
Задачи:
· познакомить детей с моделью Земли – глобусом;
· расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях;
· познакомить детей с историческими изменениями в представлениях людей о форме Земли (плоская, лежит на трех слонах или китах и т. п.);
· формировать умение устанавливать цветовые соответствия на глобусе с реальными природными объектами (синий цвет глобуса символизирует воду, зеленый – леса, коричневый – горы и т. д.);
· формировать первоначальные представления о животных разных климатических зон Земли (животные Севера, жарких стран, умеренного климата) и особенностях их внешнего и внутреннего строения.
Материал и оборудование: глобус; энциклопедия «Мир вокруг»; фотографии с изображением Земли из космоса.
2. Портрет Земли - карта.
Цель: развивать способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли.
Задачи:
· формировать представления об истории картографии;
· познакомить детей с известными путешественниками – первооткрывателями;
· познакомить с современными картами, условными обозначениями на них;
· формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта;
· расширять географические представления о материках, океанах, островах, морях и т. д.
Материал и оборудование: карта полушарий; энциклопедия «История открытий»; большой атлас Земли; схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.
3. Отчего происходит смена дня и ночи.
Цель: развитие умений устанавливать причинно – следственные отношения.
Задачи:
· развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве;
· объяснить почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли;
· совершенствовать представления детей о времени и частях суток.
Материал и оборудование: модель Земли и Солнца; картинки с изображением различных времен суток; детская энциклопедия.
· развивать у детей элементарные представления о том, какое место в Солнечной системе занимает планета Земля;
· развитие представлений о вращении Земли вокруг Солнца;
· сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях.
Материал и оборудование: макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца»; сезонные картинки; детская энциклопедия.
3- й этап – завершающий.
Май 2023 г.
Раздел: ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.
Цель: актуализировать приобретенный в специально организованных и совместных видах деятельности опыт физического экспериментирования.
Задачи:
· обогащать представления о физических законах природы и последствиях их нарушения;
· совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при постановке экспериментов;
· развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы.
Материал и оборудование: материал для проведения итоговой игры «Что? Где? Когда?»
Презентация проекта для родителей и педагогов.
Приложение 1
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»Уважаемые родители!
Экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?