Стальненко М.В., Маркова Л.Е., Змеева Л.В., Кайдалова Н.А. Использование ин-новационных технологий в образовательном процессе современной дошкольной орга-низации
В настоящее время в системе дошкольного образования постоянно происходят изменения, особенно это касается внедрения различных инновационных технологий в образовательный процесс дошкольной организации. Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология представляет собой набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология – это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса [1]. Ключевыми задачами использования инновационных технологий в образовательном процессе современной дошкольной организации являются следующие: - улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива; - формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями) [2]. Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных организаций: - здоровьесберегающие технологии; - технологии проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; - личностно-ориентированные технологии; - технология портфолио дошкольника и воспитателя; - игровая технология; - технология «ТРИЗ» [3]. Однако в своей практике, кроме перечисленных технологий, мы активно используем игровую технологию В.В. Воскобовича и технологию «Дары Фрёбеля». «Фиолетовый лес» представляет собой сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя, дает возможность ребенку проявлять творчество, фантазию. Ребенок, путешествуя по Фиолетовому лесу, учится доброжелательности и расположенности к окружающим, готовности помогать и желанию сочувствовать на примере предлагаемых сказочных ситуаций, а также овладевает умениями эффективно взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия с членами группы. Приведем примеры игр, которые мы используем в развивающей среде «Фиолетовый лес». Игра «Построим мостик через речку». Цель: развивать умение выкладывать предметы друг за другом; активизировать речи детей словами: красный, желтый, зеленый. Материал и оборудование: персонажи гномиков «Кохле». «Желе», «Зеле», пособие «разноцветные круги». Игровая ситуация: Целый день играли, веселились в лесу гномики «Кохле», «Желе», «Зеле». А вечером пошел сильный дождь, и образовалась большая лужа. Как гномикам попасть домой. Задание: Помочь гномикам построить через речку мостик из камней (круги), чтобы попасть в свой домик («ложить» камни проговаривая слова: «один», «еще один»). Прошагать гномиками по мостику, проговаривая: «вот так», «топ, топ». Игра «Спрячем зайчика под снегом». Цель: познакомить детей с окружающим миром – сезонное явление – снег, расширить словарноый запас. Оборудование и материал: персонаж «Лопушок», кусочки белого ковролина. Игровая ситуация: Зайчонок «Лопушок» бегал по зимнему лесу между деревьями, радовался первому снегу. Увидел лису и спрятался за елочку. Сидит, трясется, боится, чтобы лиса его не съела. Поможем зайчику спрятаться в снегу. Зайка белый и снег белый. Укроем зайку снежным одеялом, и лиса его не найдет. Анализируя опыт Фридриха Фрёбеля, мы постарались наиболее многограннее и разнообразнее применить его в наши дни. Сегодня это красочные наборы, которые применяются в различных сферах дошкольного воспитания, они легко согласуются с любой общеобразовательной программой ДОО. Задание «Составь рассказ». Цель: развивать мелкую моторику, мыслительные операции сравнения, связную, грамматически правильную монологическую речь, внимание. Методическая инструкция. Используемые материалы: наборы № 7, 8, 9, 10. Педагог предлагает ребенку рассмотреть карточку (лист формата АЗ или А4, на котором схематически изображен сюжет картины). Затем ребенок выкладывает этот сюжет с опорой на образец и придумывает рассказ. Ребенок придумывает свой рассказ и выкладывает его на листе формата А4. Задание «Заборчик». Цель: развивать мышление, речь, умение слышать и слушать произносимые слова, формировать умение выполнять слоговой анализ. Методическая инструкция. Используемый материал: наборы № 7, 8, 9. Педагог предлагает ребенку посчитать количество слогов в слове с опорой на предметную картинку. Затем просит выложить количество слогов с помощью палочек. Ребенок выкладывает предмет, используя игровой набор, а затем делит слово на слоги с помощью палочек. Задание «Сосчитай, сколько на листе (столе, планшете) фигурок. Поставь нужную цифру». Цель: развивать зрительное внимание, закреплять умение порядкового счета в пределах 10, развивать мышление развивать моторно-зрительную память, координацию движений. Ребенку предлагается сосчитать, сколько на листе (столе, планшете) фигурок и какой формы. Поставь нужную цифру под нарисованными геометрическими фигурами. Таким образом, использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень, доказывающий обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной ступени образования в системе общего образования личности. Библиографический список 1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. М.: Детство-Пресс, 2011. 112 с. 2. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Академия, 2012. 139 с. 3. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 2007. № 3. С. 12-14.