Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение.
В современном обществе под воздействием постоянных изменений ритма жизни родителей, а также в самом взаимодействии взрослого и ребенка – эмоциональный контакт, столь важный для становления детской личности, сводится к минимуму. Часто родители бывают недостаточно активными и заинтересованными, касаясь вопроса пребывания ребенка в ДОУ, и склонны видеть все под призмой личных «домашних» впечатлений, не сильно вдаваясь в детали.
Педагоги, в свою очередь, видят лишь «одну сторону медали» во взаимодействии с детьми и зачастую не рассматривают масштабы влияния семейных традиций на поведение и социально-эмоциональное развитие воспитанников должным образом. Все это затрудняет процесс эмоционального освоения ребенком социального пространства, определения себя в нем, а также собственной самоорганизации, которая осуществляется при помощи контактов ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
Взаимодействуя с детьми и родителями на протяжении нескольких лет, я поняла, что важно не только проводить с детьми развивающие и коррекционные занятия, играть с детьми в режимные моменты, беседовать с ними, очень важно видеть семейную обстановку, общение в семье, взаимодействие родителей и детей.
Наиболее эффективным является взаимодействие с родителями в рамках детско-родительского клуба, через организацию совместной детско-родительской деятельности. Совместные занятия позволяют сблизить детей и родителей, быть более откровенными, способными договориться между собой, помогают детям адаптироваться к жизни.
В связи с чем, в нашей группе был организован родительский клуб «Радость общения».
Характеристики родительского клуба:
v особый вид эмоционально опосредованного взаимодействия ДОУ с родителями в условиях формирования открытого социального пространства;
v эмоционально насыщенная среда, имеющая особое значение, так как в ее рамках реализуется совместная деятельность детей, педагогов и родителей, а также решаются проблемы индивидуализации развития ребенка;
v пространство свободного эмоционально-практического общения родителей и детей, где приобретаются знания, происходит адаптация и транслируется собственный опыт в вопросах данного аспекта развития, воспитания и обучения детей;
v эмоционально мотивированный практикум для всех субъектов социально-эмоционального развития детей и в целом воспитательно-образовательной деятельности (в первую очередь для родителей).
Цель работы клуба: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей через их участие в детско-родительском клубе.
Задачи работы клуба:
Ø познакомить и эмоционально сблизить участников;
Ø совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального;
Ø развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;
Ø формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение;
Ø способствовать пониманию родителями особенностей развития детей;
Ø воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников клуба.
Структура проведения родительского клуба:
· приветствие;
· основная практическая часть (игровое организованное взаимодействие (игры, упражнения), продуктивная деятельность и т.п.);
· рефлексия.
В клубной работе используются квест-игра, соревнование, подвижные, настольные, печатные игры, здоровьесберегающие технологии.
Заседания родительского клуба «Радость общения» направлены на сближение семьи в эмоциональном плане и помогают родителям при решении возникающих трудностей в процессе социально-эмоционального развития ребенка. Самым значимым аспектом здесь является следующее: родители могут посмотреть на своего («такого привычного») ребенка с другой точки зрения – на основе сопереживания и взаимопонимания в условиях совместной игровой и продуктивной деятельности.
Роль игровой деятельности в данном процессе неоценима. Именно так взрослыми и детьми осваиваются те векторы человеческих взаимоотношений, которые не учитывались ранее или деформировались из-за ряда социально нестабильных или неконструктивно решенных ситуаций общения. Игра дает возможность сформировать новые смыслы совместной деятельности, в первую очередь – эмоциональное сопереживание, сочувствие, и научиться принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Все перечисленное, безусловно, способствует пониманию и принятию родителями внутреннего, субъективного мира своего ребенка и помогает гармонизировать эмоциональные взаимоотношения в семье.
План работы родительского клуба «Радость общения»:
1. Тема: «Учим общаться с ребенком». Задачи:
Способствовать развитию восприятия, воображения, речи, мелкой моторики; развивать представления о своем теле, волевые качества, координацию и ориентацию в пространстве.
2. Тема: «Встречаем праздник весело». Задачи: Обогащать эмоциональное и двигательное развитие детей; познакомить родителей с играми, которые можно предложить детям на семейном празднике; развивать навыки позитивного взаимодействия родителей и детей при организации праздника.
3. Тема: Викторина «Путешествие по сказкам». Задачи: Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения; расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению; развивать творческие способности; оказать семье информационную помощь.
4. Тема: «Веселые старты». Задачи: Привлечь детей и их родителей к активному участию в спортивных соревнованиях; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, товарищества; поощрять участие родителей и детей в совместных играх и физических упражнениях.
5. Тема: Квест-игра «В поисках клада». Задачи: Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; развивать интерес родителей к образованию и самообразованию; расширять кругозор участников; устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами; создавать положительные эмоциональные переживания ребенка и родителей от совместного мероприятия.
6. Тема: Квест «Репка на новый лад». Задачи: Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; развивать интерес родителей к образованию и самообразованию; расширять кругозор участников; устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами; создавать положительные эмоциональные переживания ребенка и родителей от совместного мероприятия.
7. Тема: «Путешествие в страну вежливых наук». Задачи: Продолжать знакомить с правилами и нормами общения между людьми, с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов, развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Библиографический список:1. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
2. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психологическое и педагогическое просвещение.
В современном обществе под воздействием постоянных изменений ритма жизни родителей, а также в самом взаимодействии взрослого и ребенка – эмоциональный контакт, столь важный для становления детской личности, сводится к минимуму. Часто родители бывают недостаточно активными и заинтересованными, касаясь вопроса пребывания ребенка в ДОУ, и склонны видеть все под призмой личных «домашних» впечатлений, не сильно вдаваясь в детали.
Педагоги, в свою очередь, видят лишь «одну сторону медали» во взаимодействии с детьми и зачастую не рассматривают масштабы влияния семейных традиций на поведение и социально-эмоциональное развитие воспитанников должным образом. Все это затрудняет процесс эмоционального освоения ребенком социального пространства, определения себя в нем, а также собственной самоорганизации, которая осуществляется при помощи контактов ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
Взаимодействуя с детьми и родителями на протяжении нескольких лет, я поняла, что важно не только проводить с детьми развивающие и коррекционные занятия, играть с детьми в режимные моменты, беседовать с ними, очень важно видеть семейную обстановку, общение в семье, взаимодействие родителей и детей.
Наиболее эффективным является взаимодействие с родителями в рамках детско-родительского клуба, через организацию совместной детско-родительской деятельности. Совместные занятия позволяют сблизить детей и родителей, быть более откровенными, способными договориться между собой, помогают детям адаптироваться к жизни.
В связи с чем, в нашей группе был организован родительский клуб «Радость общения».
Характеристики родительского клуба:
v особый вид эмоционально опосредованного взаимодействия ДОУ с родителями в условиях формирования открытого социального пространства;
v эмоционально насыщенная среда, имеющая особое значение, так как в ее рамках реализуется совместная деятельность детей, педагогов и родителей, а также решаются проблемы индивидуализации развития ребенка;
v пространство свободного эмоционально-практического общения родителей и детей, где приобретаются знания, происходит адаптация и транслируется собственный опыт в вопросах данного аспекта развития, воспитания и обучения детей;
v эмоционально мотивированный практикум для всех субъектов социально-эмоционального развития детей и в целом воспитательно-образовательной деятельности (в первую очередь для родителей).
Цель работы клуба: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей через их участие в детско-родительском клубе.
Задачи работы клуба:
Ø познакомить и эмоционально сблизить участников;
Ø совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального;
Ø развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;
Ø формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение;
Ø способствовать пониманию родителями особенностей развития детей;
Ø воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников клуба.
Структура проведения родительского клуба:
· приветствие;
· основная практическая часть (игровое организованное взаимодействие (игры, упражнения), продуктивная деятельность и т.п.);
· рефлексия.
В клубной работе используются квест-игра, соревнование, подвижные, настольные, печатные игры, здоровьесберегающие технологии.
Заседания родительского клуба «Радость общения» направлены на сближение семьи в эмоциональном плане и помогают родителям при решении возникающих трудностей в процессе социально-эмоционального развития ребенка. Самым значимым аспектом здесь является следующее: родители могут посмотреть на своего («такого привычного») ребенка с другой точки зрения – на основе сопереживания и взаимопонимания в условиях совместной игровой и продуктивной деятельности.
Роль игровой деятельности в данном процессе неоценима. Именно так взрослыми и детьми осваиваются те векторы человеческих взаимоотношений, которые не учитывались ранее или деформировались из-за ряда социально нестабильных или неконструктивно решенных ситуаций общения. Игра дает возможность сформировать новые смыслы совместной деятельности, в первую очередь – эмоциональное сопереживание, сочувствие, и научиться принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Все перечисленное, безусловно, способствует пониманию и принятию родителями внутреннего, субъективного мира своего ребенка и помогает гармонизировать эмоциональные взаимоотношения в семье.
План работы родительского клуба «Радость общения»:
1. Тема: «Учим общаться с ребенком». Задачи:
Способствовать развитию восприятия, воображения, речи, мелкой моторики; развивать представления о своем теле, волевые качества, координацию и ориентацию в пространстве.
2. Тема: «Встречаем праздник весело». Задачи: Обогащать эмоциональное и двигательное развитие детей; познакомить родителей с играми, которые можно предложить детям на семейном празднике; развивать навыки позитивного взаимодействия родителей и детей при организации праздника.
3. Тема: Викторина «Путешествие по сказкам». Задачи: Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения; расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению; развивать творческие способности; оказать семье информационную помощь.
4. Тема: «Веселые старты». Задачи: Привлечь детей и их родителей к активному участию в спортивных соревнованиях; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, товарищества; поощрять участие родителей и детей в совместных играх и физических упражнениях.
5. Тема: Квест-игра «В поисках клада». Задачи: Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; развивать интерес родителей к образованию и самообразованию; расширять кругозор участников; устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами; создавать положительные эмоциональные переживания ребенка и родителей от совместного мероприятия.
6. Тема: Квест «Репка на новый лад». Задачи: Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; развивать интерес родителей к образованию и самообразованию; расширять кругозор участников; устанавливать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами; создавать положительные эмоциональные переживания ребенка и родителей от совместного мероприятия.
7. Тема: «Путешествие в страну вежливых наук». Задачи: Продолжать знакомить с правилами и нормами общения между людьми, с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов, развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Библиографический список:1. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013
2. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.