2023 2022
2 (220) 2023

Зайцева Е.М., Колейчук Т.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ КАК ФОРМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

В настоящее время в условиях изменения современного дошкольного образования происходит переход на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Одним из принципов ФГОС ДО является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования) » [1], поэтому на первый план выходит задача индивидуализации образовательной деятельности в ДОО. Свирская-Михайлова Л.В. отмечает, что «индивидуализация образования позволяет учитывать личный вклад ребенка в процесс обучения развития и саморазвития» [2;25].

Воспитатели нашего детского сада уже несколько лет применяют в своей работе формы, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, такие как «Утренний сбор», «Доска настроения», «Звезда дня» и др. Но в то же время педагоги отметили, что дети старшего возраста не в полной мере обладают способностью осознанно и самостоятельно осуществлять выбор деятельности согласно своим интересам. При выборе деятельности некоторые воспитанники поддаются импульсивному действию, ориентируются на мнение взрослого или сверстника, с которыми они дружат. В связи с этим перед педагогами нашего детского сада возникла проблема поиска и освоения форм и методов, предоставляющих дошкольникам возможность делать осознанный, самостоятельный выбор интересующей их деятельности.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного, самостоятельного выбора интересующей их деятельности через организацию самостоятельной деятельности в центрах активности.

Задачи:

- подобрать и разработать оборудование и материалы по организации самостоятельной деятельности в центрах активности;

- развивать у воспитанников способности, позволяющие выбирать деятельность на основе своих интересов;

- воспитывать культуру общения.

Основная идея практики заключается в том, что организация самостоятельной деятельности в центрах активности в полной мере предоставляет старшим дошкольникам возможность делать осознанный и самостоятельный выбор согласно своим интересам.

Педагоги, изучив методические материалы и опыт работы коллег, определили свои действия при подготовке к самостоятельной деятельности в центрах активности:

- анализ ресурсов детского сада и группы;

- выбор возможных видов деятельности по реализации темы (проекта) в центрах;

- подбор и изготовление материалов и заданий для центров активности;

- привлечение к предварительной работе родителей.

Педагоги изготовили доску выбора, подобрали и разработали методические и дидактические материалы в рамках тематических недель (литературный и музыкальный репертуар, презентации, настольно-печатные игры, кроссворды, схемы, модели, картотеки опытов, экспериментов, русских народных подвижных игр, атрибуты к сюжетно-ролевым играм). Все материалы и оборудование способствуют развитию каждого дошкольника, а различные виды деятельности учитывают интересы разных детей. Сложность заданий позволяет одновременно стать своеобразным вызовом для детей, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок, получив результат, мог испытать чувство успеха. Дети, действуя самостоятельно, выбирая определенный центр активности, учатся разным способам нахождения информации об интересующем их предмете, событии, явлении и используют свои знания для создания новых объектов действительности.

Самостоятельная деятельность в центрах активности предполагает изменение организации жизнедеятельности группы с учетом потребностей каждого воспитанника. Данная деятельность в центрах активности проводится в первую половину дня и заменяет непосредственно образовательную деятельность, кроме обязательных - «Мир музыки» и «Физическое развитие».

Обязательно перед началом самостоятельной деятельности каждое утро проводится утренний сбор, в котором принимают участие сотрудники детского сада (младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог) и по возможности родитель. На утренний сбор отводится 10-12 минут. Во время обмена новостями воспитатель подводит дошкольников к обсуждаемой теме. Так, обсуждая с детьми погоду и ее сезонные изменения, воспитатель задает вопрос о том, для чего необходимо одеваться теплее, и дети определяют тему дня «Как одежда помогает сохранять здоровье?». Затем воспитатель знакомит детей с содержанием центров активности по теме дня, предлагает подумать и спланировать свою деятельность. Дети определяются с выбором, решают, чем, где и с кем они будут заниматься, затем размещают свою фотографию на доске выбора (количество детей в центре обозначено цифрой) и расходятся по центрам активности. В центрах с наиболее сложными заданиями, присутствуют взрослые, они во время самостоятельной деятельности помогают воспитанникам. Воспитатель в это время наблюдает, координирует деятельность детей, подходит в разные центры, спрашивает о затруднениях и оказывает в случае необходимости помощь. Деятельность в центрах активности проходит в течение 10-15 минут. После окончания отведенного времени педагог звуковым сигналом (музыка, колокольчик и другое) приглашает воспитанников на «рефлексивный круг», длительность которого составляет примерно 10 минут. Дети рассказывают о своей деятельности, о том, что узнали нового, какого успеха добились, а также делятся успехами, проблемами и неудачами.

В результате реализации практики педагоги выстроили алгоритм действий при подготовке к самостоятельной деятельности в центрах активности, дополнили РППС оборудованием, методическими и дидактическими материалами.

Самостоятельную деятельность в групповых центрах активности в работе с детьми старшего дошкольного возраста как форму индивидуализации образовательного процесса мы применяем второй год. На первом этапе в целях апробации данную форму мы начали применять в рамках реализации детско-взрослых проектов. Педагоги отметили, что самостоятельная активность детей хорошо прослеживается именно в проектной деятельности. В настоящее время, на втором этапе внедрения мы проводим 2 раза в неделю.

В процессе организации самостоятельной деятельности педагоги столкнулись с определенными трудностями. Некоторым воспитателям было сложно подобрать разнообразный материал, задания, дидактические игры по интересам детей в рамках какой-либо темы для самостоятельной деятельности в центрах активности. Не у всех педагогов в достаточной степени развито умение оперативно реагировать на сложные проявления поведения воспитанников. Так, во время выбора детьми центра активности, количество желающих превышало его вместимость, поэтому воспитателю приходилось договариваться, предлагать другой центр. Не хватало терпения предоставлять возможность детям самостоятельно делать выбор, предоставить возможность высказаться, дождаться ответа. Часть детей и на следующий день выбирали для работы тот же центр, поэтому педагогам приходилось их мотивировать и перенаправлять в другие центры активности.

Результаты образовательной практики отслеживаются три раза в год (сентябрь, январь, май) на основе педагогического наблюдения. Умения воспитанников по результатам реализации практики отслеживаются по следующим критериям:

- способность осознанно и самостоятельно осуществлять выбор деятельности на основе имеющихся знаний и практических возможностей;

- способность определить цель деятельности искать возможные решения и реализовывать намеченное;

- способность договариваться, слушать и слышать сверстников;

- способность обсуждать и оценивать результаты групповой деятельности;

- способность оказывать помощь и принимать ее от сверстников;

- способность осуществлять самоконтроль за своим поведением и корректировать его в соответствии с требованиями группы;

- способность к саморазвитию, через преодоление застенчивости, нерешительности.

Таким образом, самостоятельная деятельность в центрах активности дает возможность детям делать осознанный выбор деятельности опираясь не только свои интересы, но и на имеющийся опыт, а также у дошкольников наблюдается значительный рост познавательного интереса.

Библиографический список:1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.

2. Свирская-Михайлова Л.В. «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов. ФГОС», М: Просвещение, 2019 г.