2023 2022
2 (220) 2023

Богатенкова В.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

«Расскажи–и я забуду,
покажи–и я запомню,
дай действовать–и я пойму!»
Пословица

В связи с реализацией федерального образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Вспомните для примера любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе любимой дошкольниками сказочной трилогии Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!», сказки Ю.Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.

В играх - квестах есть увлекательный сюжет - основанный на поиске чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду. Через череду заданий достигается главная цель.

Почему квесты так популярны? Во-первых, это приятная для человека деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, (стремлении быть в обществе других). Привлекательным мотивом для участия в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.

Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

· Воспитательные - формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;

· Образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

· Развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

· Коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Виды квестов:

1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее, неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Темы квестов могут быть самыми различными:

1. Поиск сокровищ

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Помогите Дед Морозу найти посох», «Найдите игрушки для ёлочки», «Поможем Винни - Пуху добыть мёд».

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «В гостях у морского царя», «Мастерград».

4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».

5. По художественным произведениям (литературные квесты) — книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

6. Физкультурные праздники.

7. По любому поводу проведения (окончание детского сада/школы, приход весны, и т.д.).

Цель квеста - последовательное выполнение заданий с известной целью:

- Спасти героя

- Найти клад/сокровища/мешок с подарками

- Найти слова заклинания для спасения кого-то

- Собрать из кусочков карту

- Найти ключи от замка и т.п.…

С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

Подготовка к проведению квеста

1. Разработать сценарий с учетом целей и задач игры. Выбор сюжета

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовить музыкальное сопровождение.

4. Разработать презентацию для вступ. части.

5. Оформить наглядные материалы («карты»).

6.Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

7.Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

8.Разработка маршрута и карты, сценария квеста.

9. Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Проведение игры

1 создание игровой ситуации – замотивировать участников

2 задание – постановка цели

3 процесс – логически и последовательно построенная цепочка заданий

4 завершение – подведение итогов.

Задания детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; с водой; опыты, эксперименты; лабиринты; спортивные эстафеты.

Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

до 3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3простых действия;

от 3до5 лет —5активностей, несколько простых действий;

от 5до7 лет — 7-10 активностей разной сложности;

старше7 лет— около 12 активностей разной сложности.

У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.

Правила:

Чередовать

· активные и пассивные задания;

· легкие и трудные;

· творческие и интеллектуальные;

· быстрые и затянутые;

Начинать надо с самого интересного и заканчивать тем же.

Финал:

- Получение призов

- Обнаружение клада

- Спасение героя и другое

Результат:

•Расширение кругозора детей.

•Выработка командных решений.

•Получение новых впечатлений, эмоции.

•Открытие нового, удивительного.

•Преодоление неуверенности в себе.

•Проявление смекалки и логики.

•Поиск верных решений.

•Взаимопомощь в выполнении заданий.

•Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами.

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

1. Доступность заданий – не должно быть чересчур сложно для ребёнка.

2. Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево).

3. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.

4. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

5. Эмоциональная окрашенность заданий.

(Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами, с использованием декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря).

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства. Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии с воспитанниками. В педагогической практике я применяю различные формы квест – игр, это спортивные, экологические, познавательно – исследовательские, интерактивные квесты.

Сценарий квест-игры по ФЭМП в старшей группе детского сада

Тема: «Поможем Колобку вернуться в страну сказок»

Цель квеста: формирование интереса к совместной игровой деятельности, побуждать в ходе игровой деятельности проявлять познавательный интерес, оказывать помощь друг другу, действовать одной командой.

Задачи по ФЭМП:

Образовательные: формировать навыки вычислительной деятельности, познакомить детей с числом «0», закреплять умение детей ориентироваться в пространстве группы, ориентироваться на листе бумага, закрепить знание геометрических фигур.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к математическим знаниям, воспитывать доброжелательное внимательное отношение к окружающим.

Виды деятельности: игровая, двигательная,

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, математические задачи.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методические приёмы:

•Игровой (использование сюрпризных моментов).

•Наглядный (использование карточек).

•Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

•Поощрение, анализ занятия.

Ход:

- Ребята, мне на электронную почту пришло письмо от малышей из соседней группы. Давайте его вместе прочитаем.

«Дорогие ребята. В стране сказок случился переполох. Любимый герой всех на свете малышей Колобок заблудился и не может попасть в свою сказку. Ребята, помогите, пожалуйста, попасть Колобку в свою сказку. Для этого вам необходимо открыть волшебный сундучок. В нем находится то, что поможет Колобку вернуться в страну Сказок».

- Бедные малыши… Как же они теперь будут без своего любимого сказочного Колобка?

- Поможем Колобку?

- Посмотрите, вот он волшебный сундучок. Но сундучок закрыт на замки. Посчитайте, сколько же здесь замков? (4)

- Значит, сколько нам надо ключей, чтобы открыть эти замки?

- Где же мы возьмем ключи?

- Посмотрите, рядом с сундучком что-то лежит. Как вы думаете, что это?

(рассматриваем карту группы)

- Ребята, посмотрите это карта нашей группы. Зачем она нам нужна?

- Наверное, чтобы найти ключи, надо выполнить какие-то задания. А где находятся эти задания, нам подскажет эта карта.

- Вспомните, когда Колобок убежал от дедушки с бабушкой, кого он первым встретил в лесу?

- Давайте посмотрим на карте, где же спрятался заяц?

1 Задание от зайца:

Д/у «Быстрый ответ»

• Яблоко круглое или треугольное?

• В садике выходной в воскресенье или в понедельник?

• Сколько пальцев на одной руке? На другой? А всего на двух руках?

• Сколько огоньков у светофора?

• Сколько углов у квадрата? У треугольника? У круга?

• Время года сейчас какое?

• А сейчас что, утро, день или вечер?

- Молодцы. Заяц вам за это дает один ключ.

- Кто у нас будет хранителем ключей?

- Ребята, а после зайца, кого Колобок встретил в лесу?

- Давайте, посмотрим на карте, где спрятался волк?

2 Задание от волка:

Д/у «Веселые задачки»

1) Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

Сколько овечек теперь? (2).

2) Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать –

Поросят осталось… (5)

3) Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два под берёзой,

Один – у осинки,

Сколько их будет

В плетёной корзинке? (3)

4) Три пирожка лежало в миске.

5) Два пирожка взяла Лариска,

6) Еще один стащила киска.

7) А сколько же осталось в миске?

- Давайте разберемся: сколько пирожков лежало в миске? (3) (вешаю на доску 3 пирожка)

- Сколько пирожков взяла Лариска? (2) (убираю 2 пирожка)

- Сколько пирожков стащила киска? (1) (убираю 1 пирожок)

- Сколько осталось пирожков? (нисколько) (показываю число 0)

- Когда что-то исчезает или заканчивается, то в математике обозначают это числом 0

«ноль». Число ноль обозначается цифрой 0

- Ребята, на что похожа цифра ноль?

- Изобразите пальцами рук цифру 0. (Дети смыкают пальцы рук в виде цифры 0)

Деление на компании

Задание: выложить число 0 из пробок, из пуговиц, из камешков

- Мы выполнили задание волка, и он нам дает еще один ключ.

- Кого Колобок следующим после волка встретил на своем пути?

- Давайте посмотрим на карте, где спрятался медведь?

3 Задание от медведя:

Д/у «Назовите соседей числа»

- Назовите соседей числа 2, 4, 5, 1

- Какое число больше 2 или 3, 1 или 2, 2 или 5?

- Какое число меньше 1 или 2, 3 или 4, 3 или 5?

- Мы выполнили задание медведя, и он нам дает еще один ключ.

- Кого Колобок следующим после медведя встретил на своем пути?

- Давайте посмотрим на карте, где спряталась лиса?

4 Задание от лисы:

- Эти деревья не простые, они сказочные. Каждый сорвите по листочку с деревьев. Посчитайте, сколько насекомых спряталось на ваших листочках, и присаживайтесь там, где находится ваше насекомое с цифрой.

Пальчиковая гимнастика

Д/у «Графический диктант»

- Мы выполнили задание лисы, и она нам дает еще один ключ. Давайте посчитаем, сколько ключей у нашего хранителя?

- А нам сколько надо было найти ключей, чтобы открыть сундучок?

- Сможем мы теперь открыть его?

- Открываем сундучок, в нем находится карта, с помощью которой Колобок вернется в страну сказок, и малыши будут очень рады вновь встретится со своим любимым сказочным героем.

- А вам за хорошую работу награда – раскраски или штриховка.

Рефлексия.В результате проведения данных квест - игр, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания, творчество, повысить познавательно – речевую, двигательную активность. А это помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив. Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель). Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.