2023 2022
1 (219) 2023

Гаврилова Т.М. КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ) НА ТЕМУ «ОВОЩИ С ОГОРОДА» (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Цель: формировать элементарные представления о культурных растениях, растущих на огороде.

Задачи:

- учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа);

- расширять представления о выращивании овощных культур;

- вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»;

- активизировать словарь по теме «Овощи»;

- использование разнообразных форм деятельности;

- применение чередования видов деятельности как педагогического средства в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Расширять и активизировать словарный запас: помидор, огурец, морковь, репа, капуста, овощи.

Создание среды для организации и проведения НОД: музыкальный проигрыватель, проектор, ноутбук, игрушка – Огородное Пугало, демонстрационный материал - панно «Огород» с овощами (помидор, огурец, капуста, морковь, репа), атрибуты для театрализованной постановки сказки «Репка» (характерные маски на голову, характерные атрибуты одежды), плетень для огорода, нарезанные овощи на тарелке (морковь, капуста, помидор, огурец), одноразовые вилки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательная, театрализованная, музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

- формирование:

понятий: «овощи», «овощные культуры», «репа», «помидор», «огурец», «морковь», «капуста», «огород» (расширение и активизация словарного запаса);

представлений о выращивании овощных культур

- развитие умения решать интеллектуальные задачи;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Ход непосредственной образовательной деятельности

I Вводная часть.

Мотивационный компонент

Звучит веселая, задорная музыка (дети на нее реагируют эмоционально и обращаются к педагогу)

- Ребята, слышите, играет музыка! А играет она не просто так, а потому что к нам в гости пришло (воспитатель достает игрушку Огородное Пугало) Огородное Пугало!

Кто меня так долго ждал?

Я к вам тут же прискакал!

Я – Огородное Пугало Татошка!

Позову я вас, ребятки

На подмогу - в огород,

Чтобы все узнать на грядках,

Нужен дружный мне народ!

Создание проблемной ситуации

- Ребята, кто это? (Огородное Пугало)

- А откуда оно к нам пришло? (С огорода)

- Ребята, а зачем оно все свое время проводит на огороде? Что оно там делает? (Живет, охраняет огород, овощи).

- Все верно говорите, но только Пугало очень торопится на огород, ведь овощи остались без присмотра, слышали, когда он пришел, то позвал вас с собой, хотите пойти с ним и посмотреть, что это за огород и какие там растут овощи? (Хотим)

Использование танцевальных движений

- Тогда приготовьтесь, отправляемся в путь! (Играет музыка – «Скачут ножки по дорожке – раз, два, три!» Дети, пританцовывая добираются до огорода).

II Основная часть

Работа с демонстративным материалом

(Дети приходят на огород к Пугало, там располагается доска с панно «Огород», все это отделено плетенью, все овощи дети срывают и складывают в корзину).

- Посмотрите, ребята! Вот и огород! Вот, где живет наше Пугало - Татошка!

- Посмотрите, ребята, что растет у Пугало на огороде? Сколько всего вкусного и интересного! (Помидор, огурец, капуста…).

- А как это все называется одним словом? (Овощи)

- Интересно… Данил, подойди, сорви помидор. Ребята, скажите, что это? (Это помидор). Алина, скажи, что это? Дима, скажи, что это? (Это помидор)

- А где растет помидор? (На огороде, грядке)

- А если внимательно посмотрим, откуда мы срываем помидор? (С ветки, с куста). Правильно, помидоры растут на кусту.

- Где растут помидоры? (На кусту) (спрашиваем у 2-3 детей)

- Какого цвета помидор? (Красного)

- Какой формы помидор? (Круглый)

- Ребята, а вот это что? (Воспитатель показывает на морковь. Морковь). А где растет морковь? (На огороде) А где – на кусту или в земле? (В земле) Ребята, чтобы нам поесть морковь нужно ее вытянуть (вытащить) из земли и, конечно, потом помыть. Значит, где растет морковь? (В земле). А какого цвета морковь? (Оранжевая), а какой формы? (Овальная)

- Какие овощи вы видите еще? (Огурец). Арина, сорви огурец и покажи всем. Ребята, что это за овощ? Какого цвета он? (Зеленого) Какой формы? (Овальной) Откуда мы сорвали огурец? (С куста). Значит, огурец растет на земле.

- Какие овощи еще вы видите? (Капуста). Где она растет? (На земле). Какой формы капуста? (Круглой).

- А что это за листочки тут торчат из-под земли? (Воспитатель показывает на репу) Кто знает, что это за овощ? (Репа). Ребята, посмотрите, мы видим саму репу или только листочки? (Только листочки). Значит, чтобы скушать репу, что нужно сделать? (Вытянуть ее из земли). Егор, подойди, вытяни репу из земли, вот какая! Где растет репа? (В земле) Какая репа? (Желтая, круглая)

- Так что же растет у Пугало на огороде? (Помидор, огурец, морковь, репа, капуста). А как, одним словом, это назвать? (Овощи)

В огороде мы старались –

Низко к грядке нагибались.

Весь собрали урожай.

Вот он, Пугало наш, получай!

(Отдаем корзину с овощами Пугало)

Физминутка (физминутка делается под музыку)

Раз, два, три, четыре

/ходьба на месте/

Дети овощи учили

Мы капусту рвем, рвем,

/движения – наклоны вперед/

Мы морковку трем, трем. /движения ладонями вперед-назад/

Помидор мы поливаем,

/движения, имитирующие полив/

Ну а репу жмем, жмем. /сжимание ладоней в кулачки/

А теперь мы отдыхаем!

(руки через стороны вверх, вытираем лоб и садимся на стульчики)

Использование компьютерных технологий.

— Вот, какое с нами приключение случилось! Побывали на огороде самого Пугало Татошки!

- Ребята, а вы любите овощи? (Да)

- А какие больше всего любите овощи?

- А что можно приготовить из овощей, кто знает? (Суп, салат, рагу…)

- А вы хотите посмотреть мультфильм про двух мальчиков – Тралика и Валика, которые ходили на рынок и покупали овощи для жаркого! Но у них не все получалось! (Да)

- Тогда внимание на экран! И будьте внимательны – посмотрите, какие ошибки допускали мальчики!

Беседа

- Куда ходили мальчики? (На рынок, за покупками)

- Для чего им нужны были овощи? (Чтобы приготовить покушать…)

- Все необходимое купили? (Да)

- А какие ошибки совершали мальчики? (Иногда выбирали не овощи)

- А что было бы, если мальчики бы ошиблись в выборе овощей? (Вкусного жаркого не получилось…)

Театрализованная деятельность (инсценирование сказки «Репка»)

- Молодцы, ребята! Огородный Пугало тоже с нам смотрел мультик и даже подтанцовывал, когда мы возвращались с огорода! Поэтому пришло время всем отдохнуть и повеселиться!

- А для этого напомните, что это за овощ? (Воспитатель показывает муляж репы. Репа)

- Ребята, а мы знаем сказку об этом овоще? А как она называется? («Репка»)

- Правильно, так и называется «Репка»! И сейчас мы с вами ее попробуем инсценировать! У меня есть маски, будем их использовать? (Да)

- Хорошо, давайте распределим роли! (Воспитатель с детьми распределяют роли – одевают атрибуты).

Воспитатель выступает в роли рассказчика, дети помогают.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку тянуть: тянет - потянет, вытянуть не может Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут - потянут, – вытянули репку

Игровая деятельность (Игра «Определи на вкус»)

- Славно с вами мы поиграли, ну и, конечно же, устали! Когда мы уходили с огорода, Пугало мне потихоньку дал волшебную тарелку с овощами и попросил вас ими угостить! Вы хотите их попробовать? (Да)

- Как вы думаете - они вкусные? (Да)

- Может, не будем их пробовать? (Будем!)

- Но условия будут такие: вы закрываете глаза и открываете рот, я даю вам любой овощ, а вы жуете его и отгадываете, чем угостил вас Пугало? Хорошо? Ответ должен начинаться со слов: «Я ем…»

(Дети закрывают глаза, воспитатель каждому по очереди кладет овощ в рот индивидуальной вилочкой, дети отгадывают овощ).

- Вкусно было? Что скажем Пугалу? (Спасибо)

III Заключительная часть.

Подведение итогов НОД

- Ребята, кто к нам сегодня приходил? (Огородный Пугало)

- Что мы с ним делали? (Ходили на огород)

- Что растет на огороде у Пугало? (Помидор, огурец, капуста, морковь, свекла, репа)

- Как, одним словом, это назвать? (Овощи)

Оценка деятельности детей

- А теперь, я хочу, чтобы вы, придя сегодня домой, рассказали о нашем приключении своим родителям! И за ваше усердие, трудолюбие и задор мы с Огородным Пугало дарим вам веселые помидоры, которые помогут вам вспомнить дома все, что происходило сегодня у нас в группе!

Библиографический список1. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцева М. М. Методика ознакомления с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». — М.: Просвещение, 1991.

2. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Просвещение, 2005.

3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2–4 года). — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

4. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010–2012.

5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика- Синтез, 2006.

6. Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2–4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2013