2023 2022
1 (219) 2023

Редькина С.В. ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.

В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.

К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.

Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.

Палочки Кюизенера рекомендованы для занятий с детьми начиная с годовалого возраста. Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику. Для начала будет достаточно простого ознакомления: пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая. Для малыша будет понятнее, если постараться донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый. Существуют определенные схемы, по которым можно составить целый сюжетный рисунок. Следующий шаг — освоение сравнений и понятия части и целого. Например, Чебурашка очень любит есть конфеты. Он может выбрать: либо полакомиться одной синей конфетой, но большой, либо большим количеством белых конфет, но маленьких. Какие конфеты выберет Чебурашка? Сколько белых конфет помещается в одну большую синюю? Таким образом, вы ребенка подводите к азам счета.

2-й этап работы с палочками Кюизенера: математический. Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику. Палочки Кюизенера помогут освоить и дробные числа. Палочки Кюизенера пользуются широкой популярностью в качестве методического материала при обучении математике. Но их роль в изучении языка также очень велика. За границей палочки активно используются на уроках английского языка, они помогают выделять неударные и ударные слоги, подчеркивать ритмы. Эту технологию можно успешно применить и на нашем родном языке, русском. Вот таким образом показываем ударение и соответственно разделяем слоги — очень популярная методика для обучения чтению, которую могли встречать раньше в наших азбуках: Палочки Кюизенера служат понятной иллюстрацией для сравнительных прилагательных. Таким образом, методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи. Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей младшего дошкольного возраста «Четвертый лишний» Задачи: - закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,

Игровые упражнения с палочками Кюизенера

для детей младшего дошкольного возраста

«Четвертый лишний»

Задачи:

- закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,

- развивать умение рассуждать и логически мыслить

Можно положить перед ребёнком три палочки одного цвета и одну палочку другого цвета. Предложить найти лишнюю палочку. Аналогично можно предложить найти лишнюю палочку среди разложенных 2-ух длинных палочек и одной короткой и наоборот.

«Путешествие на поезде»

Задачи: продолжать учить детей различать палочки по размеру, оперировать понятиями «короткая», «длинная»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда на перроне собирается много пассажиров и сообщает детям, что они ждут, когда поезд отправится в путь. Но проблема в том, что вагончиков нет. Детям предлагается составить из палочек - вагончиков поезд: от самой длинной палочки до короткой или наоборот.

«Лесенка высокая и низкая»

Задачи: продолжать учить детей различать палочки по величине,

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда в цирке на арене выступают дрессированные собачки, им для выступления нужны 2-е лесенки: высокая и низкая. Предлагает детям для большой собачки сделать высокую лесенку, а для маленькой собачки – низкую лесенку.

«Забор высокий и низкий»

Задачи:

- продолжать учить детей различать палочки по величине,

- учить выкладывать из палочек забор разной величины высокий и низкий, используя понятия «длинная палочка», «короткая»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда бабушке нужна помощь, чтобы построить высокий забор, чтоб не ушли со двора домашние животные и низкий забор, чтобы не разбежались их детёныши.

«Домики большой и маленький»

Задачи:

- продолжать учить детей различать палочки по величине,

- оперировать понятиями «короткая», «длинная»

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда зайчику и лисичке зимой негде жить и предлагает построить для них домики. Все вместе решают построить для лисички большой домик, отбирая для этого длинные палочки, а для зайчика маленький домик, отбирая короткие палочки.

Игровые упражнения с палочками Кюизенера

для детей старшего дошкольного возраста

«Едем в гости на поезде»

Задачи: способствовать овладению счётом

Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагает построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Воспитатель интересуется у детей:

- сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)

- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя малышками? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)

«Дополни фигуру»

Задачи:

- развивать воображение,

- умение анализировать

Воспитатель выкладывает половину рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагает дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д.

«Что пропало»

Задачи: развивать внимание, память

Воспитатель выкладывает перед детьми несколько палочек (3-4 шт.), предлагает представить, что это конфеты. Дети смотрят на конфеты (палочки), пытаются запомнить, какие именно конфеты лежат перед ними. Воспитатель просит детей закрыть глаза или отвернуться, в этот момент убирает одну палочку, дети открывают глаза, воспитатель сообщает, что одну конфетку съели, просит детей назвать, какую именно конфетку съели.

«Магазин»

Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»

Воспитатель приглашает детей в магазин и сообщает, что надо расплачиваться за товар денежками (палочками).

Чтобы детям было легче найти нужную палочку, воспитатель раскладывает белые палочки - “единички” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свой товар.