2023 2022
1 (219) 2023

Талипова Г.Р. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-1.pdf

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связанны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.

На сегодняшний момент, возрос уровень требований к обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников в дошкольных учреждениях, с одной стороны, с другой – отсутствие специалистов по ОБЖ в садах, большое количество различных методических рекомендаций приводит к тому, что мероприятия по ОБЖ проводятся стихийно, чаще всего имеют теоретический уклон, слабо отрабатываются у дошкольников навыки реагирования в экстремальных ситуациях. А ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность и ответственность за свое поведение, и прежде всего одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью.

Цель проекта: Создание максимально благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребёнка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи оздоровительного направления:

1. Формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям, мероприятиям.

2. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Формирование у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Задачи воспитательного направления:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений.

2. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость.

3. Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, грациозности и уверенности в движениях.

4. Создать условия для проявления положительных эмоций.

Задачи образовательного направления:

1. Организовать процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах.

2. Создать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий ребенка.

3. Формировать и совершенствовать новые двигательные умения и навыки.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта:

-Воспитатель

-Инструктор по физической культуре

-Дети старшей группы

Предполагаемый результат:

-Расширение знаний детей о своём здоровье.

-Научатся заботиться не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих.

-Узнают о роли витаминов в жизни человека.

-Узнают от, куда берутся болезни.

-Познакомятся с литературными произведениями по теме.

-Узнают, как устроен человек, что полезно, а что вредно для организма, что нужно знать и делать для сохранения здоровья.

Понедельник «Сохрани своё здоровье сам»

Цель: формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье

Первая половина дня «Утро радостных встреч» - Рассказ о недели здоровья Индивидуальная беседа: «Правила гигиены»

Цель: закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Познавательное занятие «Где прячется здоровье?»

Физкультурное занятие «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

Заучивание пословиц и поговорок о здоровье;

Рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята»

Прогулка: Игры с бегом: "Быстро возьми, быстро положи"; игры с прыжками: "Лягушки и цапли"; игры с бросанием и ловлей - "Кого назвали - тот и ловит".

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Беседа: «Что я знаю о здоровье?»

Сюжетно- ролевая игра «Больница»- дать детям представление о деятельности разных врачей (лор, терапевт, хирург, формировать эмоционально- познавательное общение детей друг с другом и со взрослыми, воспитывать интерес к медицинским профессиям, желание заботиться о своём здоровье.

Вторник «Чистота – залог здоровья»

Цель: довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур, поддерживать чистоту тела, продуктов, помещений

Первая половина дня Утренняя зарядка «В гостях у доктора Айболита» - закрепить знание правил гигиены для здоровья, развивать ловкость, быстроту, силу.

Познавательное занятие «Режим питания»

Упражнение «Знакомство с продуктами питания»

Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Сценка: "Реклама овощей".

П/игры: «Хитрая лиса», «У Маланьи», «Прятки»

Экскурсия на кухню- наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты»

Лаборатория: «Чистим зубы – избавляемся от микробов» - закрепить правила ухода за зубами, правильной чистке и уходе за зубной щёткой

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Чтение худ. литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», загадывание загадок о предметах гигиены, Е. А. Алябьева «Руки надо мыть»

Советы Мойдодыра – знание правил гигиены;

Среда «День Витаминки»

Цель: помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика «Силачи»

Познавательное занятие «Что такое микробы» - проведение опытов

Игры – эстафеты «Помой посуду» (для девочек, «Собери мусор» (для мальчиков)

Прогулка: П/игры: «Удочка», «Ловля обезьян»

Игры-эстафеты: «Бег с препятствиями», игры со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, кегли, городки)

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе»

Разукрашивание картинок с овощами и фруктами

Четверг «Полезные продукты»

Цель: сформировать у детей представления о разнообразии питания и важности соблюдения пищевого режима, дать представление о витаминах и о продуктах, в которых они содержатся.

Первая половина дня

Утренняя зарядка «Раз, два, три – ну-ка повтори!» - беседа о необходимости делать утреннюю зарядку.

- Беседа «Мое здоровье и витамины», «Кисломолочные и бифидосодержащие продукты»;

- Экскурсия на кухню;

- Изготовление альбома «Витаминная азбука»;

- Приготовление фруктового салата;

- Изготовление кулинарной книги «Коллекция полезных рецептов» (дома с родителями);

-Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья», «Что едят в сыром (вареном) виде?», «Валеология или здоровый малыш»;

- Рассматривание энциклопедии русских блюд;

Прогулка: П/игры: «Парный бег»- учить бегать парами,

«Ловишки»- развивать быстроту, ловкость;

Игры –эстафеты с мячом: «Забрось мяч в корзину», «Передай мяч», «Прыгай с мячом»

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

Пятница «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

Цель: познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма; знать правила оказания первой помощи при различных травмах, правила поведения во время болезни

Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. »

Самомассаж от простуды, гимнастика «маленьких волшебников»

Проведение закаливающих процедур с детьми - «О том, как мы закаляемся в группе»

Игра «Окажем первую помощь»

Прогулка:

П/игры «Охотники и зайцы», «Гусеница»

Игры- эстафеты: «Не урони», «Меткий стрелок» «Передай дальше»

Вторая половина дня

Гимнастика после сна

- Развлечение «Волшебное путешествие в страну здоровья»

Фоторепортаж «Неделя здоровья»

Работа с родителями:

1.Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.

2. Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»

3. Консультации: «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»

4. Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»

5. Изготовление газеты родителями «Будь здоров», информационных буклетов: «Гимнастика маленьких волшебников». Массаж волшебных ушек», «Игровой массаж для закаливания дыхания «Поиграем с носиком»

6. Фотовыставка: «Путешествие по стране Здоровья»

Физкультурное занятие

«С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»

Цель:

Закрепить знания детей о лечении и профилактике простуды;

Закреплять навыки выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ) с гимнастическими палками;

Формировать основные психофизические качества: (ловкость, координацию, равновесие, ползание, прыжки);

Воспитывать морально - волевые качества, чувство ответственности за своё здоровье.

Оборудование:

Массажные доски, коврики, гимнастические палки, "труба" - нестандартное оборудование, дуги, скамейки, канат, обручи, "дерево" - натянутая резинка, на которой на нитях подвешены плоды, кукла-Петрушка в коробке с письмом, корзинка, фрукты, мячи – хопы, «цветок – здоровья».

Ход занятия:

Вводная часть

Построение в шеренгу. Выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «Направо».

Обычная ходьба в колонне в чередовании с ходьбой:

-по массажным дорожкам;

-на носках, руки в «замке» над головой;

-на пятках, руки «полочкой» за спиной;

-на внешней стороне стопы, руки на поясе;

-«выпадами, гуськом, цаплей, крабиками» и др.

Бег в колонне в чередовании с бегом:

-боковым галопом;

- с подскоками;

-спиной вперед;

-захлестыванием голени назад;

-перепрыгивая препятствия;

-подпрыгивая до колокольчика.

Дыхательное упражнение «Змейка»

Чтобы не было насморка,

Подышим ноздрей.

Сначала одной, а потом и другой. (Выполнять вдох носом поочередно то правой, то левой ноздрей. Выдох через нос. Ноздри закрывать с помощью указательных пальцев).

- В обход по залу марш!

А теперь палочки берем,

Друг за другом мы идем.

Крепко палочку держи,

И смотри не урони.

В рассыпную становись.

Выполняем упражнения,

Четко делаем движения.

Основная часть

ОРУ с гимнастическими палками.

1. И. п.: ноги вместе, держа палку за концы, подняться на носки, палку вверх посмотреть на палку. Вернуться в и. п. опуститься на всю ступню.

2. И. п.: ноги на ширине плеч, палка в прямых руках перед грудью. Поднять палку вверх, за голову. Вернуться в и. п.

3. И. п.: ноги шире плеч, палка внизу за спиной. Наклон вперед, руки с палкой вверх.

4. И. п.: ноги шире плеч, палка на плечах. Наклоны в левую и правую стороны.

5. И. п.: ноги на ширине плеч, руки с палкой внизу. Присесть, палку вперед.

6. И. п.: ноги на ширине плеч, палка у груди в согнутых руках. Поднять согнутую в колене ногу, коснуться палки, тоже с др. ногой.

7. И. п.: сидя ноги врозь, палка вверху. Наклониться, коснуться палкой носка правой (левой) ноги. Вернуться в и. п.

8. И. п.: лежа на животе, палка в прямых руках перед собой, ноги прямые. По сигналу поднять прямые руки с палкой и прямые ноги, прогнуться.

9. Прыжки через палку левым (правым) боком.

Упражнение на дыхание

- В обход по залу марш! (Перестроение, палки убрать на место.)

Физ. инструктор:

-Ребята, кто-то в гости к нам спешит? Смотрите, Петрушка? Почему-то в коробке? А здесь еще письмо, прочитаем!

-Я шел к вам в гости и по дороге узнал, что сейчас многие дети болеют простудой. А я очень боюсь заболеть и поэтому спрятался. Ребята, вы такие умные, расскажите мне, что нужно делать, чтобы не заболеть!

Физ. инструктор:

1. Ребята, сейчас мы расскажем и заодно поиграем в игру «Цветок здоровье».

(Каждый ребенок, ответив, берет по лепестку, на мячах - хопах прыгают до ориентира и выкладывают цветок).

Физ. инструктор:

2. Сейчас игра «Отвечай, лови, кидай».

Дети стоят в кругу, ответив на вопросы:

- Как должен вести себя человек, чтобы не заражать других?

- Что нужно делать, если все же вы заболели?

Ловят мяч и бросают обратно.

Физ. Инструктор:

Сейчас я предлагаю отправиться за лекарствами, которые не продаются в аптеках, а растут на деревьях. Догадались? … Это фрукты, богатые витамином "С". Вы готовы отправиться за ними? Пройти этот путь смогут лишь те, кто делает зарядку и занимается спортом, т. к. вам предстоит преодолеть полосу препятствий:

«Проползи в нору» - упражнение в ползании;

«Пролезь под упавшим деревом» - подлезание под дугу;

«Не соскользни в обрыв» - упражнение на координацию движения: ноги ставятся на веревку, носок к пятке, руки в стороны;

«Проползи по мостику» - ползание по скамейке, подтягиваясь руками (мальчики на спине, девочки на животе);

«По кочкам через болото» - прыжки из обруча в обруч на двух ногах;

«Подпрыгни и сорви» - на нитях подвешены плоды, которые дети поочередно пытаются сорвать;

«Пройди над пропастью» - ходьба одновременно по двум скамейкам.

Физ. инструктор

Ну а сейчас можно немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра «Иммунитет»

Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются, поднимают руки вверх и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

Малоподвижная игра «Замри»

Заключительная часть

Физ. инструктор:

А сейчас нам пора домой. Давайте скажем волшебные слова, (дети закрывают глаза, кружатся вокруг себя и говорят:

«Раз, два, повернись, снова дома очутись»).

Петрушка, мы достали вкусное лекарство, оно поможет нам не заболеть. Это фрукты, в которых содержится витамин «С».

Ребята, какие мы с вами молодцы. Мы не только с вами узнали, повторили, что нужно делать, чтобы не заболеть, но и Петрушку научили.

Теперь я думаю можно вынуть его из коробки.

Утренняя гимнастика

«Силачи»

I. вводная часть.

Построение в шеренгу. Приветствие, равнение. Расчет на первый, второй. Перестроение в две колонны. Ходьба обычная в колонне по два. Ходьба приставным шагом, правым и левым боком, меняя направление. Бег галопом правым и левым боком. Ходьба с восстановлением дыхания. Бег обычный. Ходьба обычная с выполнением упражнения для восстановления дыхания.

II.ОРУ основная часть с гантелями.

«Удержи перед собой»

И.П. о.с. руки с гантелями вдоль туловища.

1. Поднять руки перед собой, удержать.

2. вернуться в и.п.

«Наклоны туловища вперед»

И. П. ш.с. руки на пояс. Гантели на полу перед ногами.

1. наклон вперед, не сгибая ноги в коленях; взять гантели.

2. вернуться в и. п.

3-4. повторить упражнение в обратном порядке.

«Приседания»



И.П. о.с. Руки с гантелями на поясе.

1. присесть, спину держать ровно, руки с гантелями перед собой.

2. вернуться в и.п.

«Повороты туловища в стороны»

И.П. ш. с. руки на пояс;

1. поворот вправо (влево);

2. вернуться в и. п.

«Отведение рук назад»

И.П. пятки вместе, носки врозь.

1-3. руки с гантелями вперед, отвести руки назад, свести лопатки;

4. вернуться в и.п.

III. Заключительная часть.

Ходьба обычная с выполнением задания для рук без гантелей: руки в

стороны, на пояс, с наклонами туловища в стороны.

Утренняя гимнастика

«Делаем зарядку»

I. Вводная часть.

Построение в шеренгу. Приветствие, расчет на 1,2. Перестроение в две колонны. Ходьба обычная в колонне по два, в чередовании с ходьбой, корригирующей: на носках руки за голову, на пятках руки за спину. Ходьба змейкой. Ходьба быстрым темпом. Легкий бег врассыпную. Бег с перестроением в колонну по два. Ходьба с выполнением упражнения на восстановление дыхания.

II.ОРУ основная часть с дыхательными упражнениями

«Самолет»

И.П. о.с. руки вдоль туловища.

1. руки в стороны, ладони вверх, поворот в сторону, вдох. Ж, ж, ж.

2. опустить руки вниз – выдох.

3-4. повторить.

«Дом маленький, дом большой»

И.П. о.с.

1. подняться на носки, руки вверх, вдох.

2. присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох.

3-4. повторить.

«Трубач»

И.П. сидя на пятках.

1. вдох.

2. поднести руки, сложенные трубочкой к губам - выдох. Тру–ру -ру.

«Еж»

И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища.

1. руки вверх – вдох

2. подогнуть колени, обхватить их руками – выдох.

«Спрятались»

И.П. сидя на пятках. Скрестив руки на груди.

1. развести руки в стороны - вдох.

2. опустить голову вниз, сжать руками грудную клетку - выдох.

III Заключительная часть.

Легкий бег. Ходьба обычная с выполнением задания для восстановления дыхания.

Здоровье в порядке, спасибо зарядке!

Список литературы:1. Е.Н. Борисова «Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками», Волгоград,2017

2. Е.А. Бабенко, О.М. Федоровская «Игры, которые лечат для детей от 5до 7 лет», Москва,2016

3. Е.Н. Вареник «Физкультурно –оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет», Москва 2018

4. Н.С. Голицина, И.М.Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва,2018

5. Н.Ч. Железняк, Е.ФЖелобкович «100 комплексов ОРУ для старших дошкольников», Москва,2016

6. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 – 6 лет», Москва,2017