2023 2022
1 (219) 2023

Цыпкайкина Н.Г. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЗИМА - ВОЛШЕБНИЦА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Цель: Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы.

2.Закреплять знания детей о свойствах воды, снега, и льда.

3.Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Развивающие:

1.Способствовать формированию познавательного интереса детей.

2.Развивать внимание и сообразительность.

3.Активизировать словарь детей по теме: «Зима», учить отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.

4.Развивать творческие способности, воображение, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к наблюдению.

2.Воспитывать организованность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: Игровая ситуация, объяснение, вопросы к детям, объяснение, ответы детей, выполнение творческого задания, экспериментальная деятельность детей.

Материал и оборудование: Ведерко со снегом, ведерко с кубиками льда, стаканчики с водой по количеству детей, тарелки, формочки, верёвочки - петельки, емкость с водой, салфетки, маленькие подносы, клей, кисточка для клея, силуэт Снежной бабы, кисточки для рисования, гуашь разных цветов, поднос.

Предварительная работа: Беседы о зиме, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций по теме: «Зима», игры и эксперименты со снегом и льдом на прогулке, рассматривание снежинок.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель. Дети скажите, какое сейчас время года? (Зима). А как же вы догадались, что именно зима? Назовите признаки зимы. (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, зимой очень холодно. Всё покрыто белым, пушистым снегом. Часто дуют сильные ветры.

Воспитатель. Зимой бывает дождь? (Ответы детей)

Воспитатель. Почему зимой не бывает дождя? (Ответы детей)

Воспитатель. Как называется явление, когда падает много снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, это снегопад.

Воспитатель. В какие игры можно играть зимой? (Ответы детей)

Игровая ситуация

Звучит тихая музыка.

Воспитатель. Дети, сегодня у нас необычный гость. А чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

Кто стоит среди двора

Важно с самого утра?

Угольки – его глаза,

Ком из снега – голова.

Но придёт весна, и вмиг

Станет лужей… (Снеговик). Л. Осипова

Воспитатель. Правильно, это снеговик.

Входит снеговик:

«Я, весёлый снеговик,

К снегу, к холоду привык.

Глазки бусинки горят,

На ребят они глядят.

К вам приехал я не зря –

Есть сюрпризы у меня!»

Снеговик. Здравствуйте, дети!

Воспитатель. Дети, Снеговик что-то интересное принес для нас, какой-то сюрприз.

Снеговик. Я принёс вам немного снега и кусочки льда.

Воспитатель. Спасибо тебе Снеговик. Дети, как вы думаете, что произойдёт со снегом в комнате? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, конечно, снег растает и превратится в воду.

Снеговик. А пока он не растаял, я предлагаю вам поиграть со снегом.

Дети подходят к столу.

Экспериментальная деятельность «Снег плачет»

Воспитатель. Возьмите немного снега в руку. Подержите несколько секунд. Какой снег? Что вы чувствуете? Какой снег по весу? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода? (Ответы детей)

Вывод: снег холодный, легкий, в тепле тает, превращается в воду.

Воспитатель. Вытираем руки салфетками.

Воспитатель. В тепле снег начал таять и стал липким. Воспитатель делает из снега комочки. Из снега можно сделать комочки. А, как вы думаете, что ещё можно сделать из липкого снега? (Ответы детей)

Воспитатель. Я предлагаю сделать подружку нашему Снеговику. Снега у нас мало. Мы сделаем ее из салфеток.

Воспитатель и дети проходят к магнитной доске, на которой на плакате изображен силуэт Снежной бабы.

Практическая деятельность «Снежная баба»

Воспитатель. Представим, что салфетки это снег. Берем салфетку, мнем ее.

«Я салфеткою играю

И в комочек собираю,

Еще раз, ну разок

Получается … снежок».

И приклеиваем к силуэту Снежной бабы.

Дети вместе с воспитателем делают Снежную бабу. Дети работают под музыку.

Воспитатель. Какая красивая Снежная баба получилась. Снеговик нравится тебе твоя новая подруга.

Снеговик благодарит детей.

Снеговик. Дети, давайте поиграем в подвижную игру.

Подвижная игра «Зимняя дорожка»

Быстрые ножки шагали по дорожке, Шагают друг за другом по кругу

Скрип-скрип, топ-топ

Провалились мы в сугроб. Падают на пол

Из сугроба вылезали

И штанишки отряхали, Встают, «отряхиваются»

Ручки тоже отряхали,

Шапки тоже отряхали.

Путь свой дальше продолжали. Идут по кругу

А мороз-то крепчает:

Он за носик кусает, Закрывают ладошкой нос,

И за щёчки кусает, щёки,

И за ушки кусает. ушки

Ты мороз, мороз, мороз Грозят пальчиком

Не кусай меня за нос,

Не щипай меня за щёчки,

Не хватай меня за ушки.

Воспитатель. Ой, а Снеговику нужно торопиться домой! Он ведь тоже может растаять. А почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, Снеговик сделан из снега. Снег в комнате тает, потому что тепло. Дети, давайте подарим Снеговику новую подругу. Снеговик благодарит.

Воспитатель. А, теперь попрощаемся со Снеговиком. Дети прощаются со Снеговиком

Снеговик уходит. Дети садятся.

Воспитатель. Дети, снег в тепле превращается в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, реки, озёра – зимой замерзают, покрываются льдом. Снеговик принёс нам не только снег, но и кусочки льда.

Экспериментальная деятельность «Заморожу»

Воспитатель. Дети подойдите и потрогайте пальчиками кусочки льда. Что вы чувствуете? Какой лёд? (Ответы детей)

Вывод: лёд холодный.

Воспитатель. Посмотрите, я сожму лёд в ладони. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда? (Ответы детей)

Вывод: лёд твёрдый.

Воспитатель. Откуда появилась вода? (Ответы детей)

Вывод: лёд, как и снег, под действием тепла тает.

Воспитатель. А если я наклоню ладонь с кусочком льда, что произойдёт? Почему лёд скатился? Какой он? (Ответы детей)

Вывод: лёд гладкий, скользкий.

Экспериментальная деятельность «Кораблики»

Воспитатель. А теперь я опущу кусочки льда в воду. Мы с вами понаблюдаем. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочки льда становятся меньше? (Ответы детей)

Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.

Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, как мы с вами на прогулке смотрели на солнышко сквозь льдинки. Почему вы видели солнышко? Что можно сказать про это свойство льда? (Ответы детей)

Вывод: лед прозрачный.

Воспитатель. Когда сосульки падают с крыши, что с ними происходит? Почему? Какой лёд? (Ответы детей)

Вывод: лёд хрупкий.

Воспитатель. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым, прочным слоем укрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода. Дети, сегодня вы узнали удивительные свойства снега и льда.

Воспитатель. Теперь, я предлагаю вам сделать цветные льдинки для украшения нашего участка.

Экспериментальная деятельность «Цветные льдинки»

Воспитатель. У каждого у вас есть стаканчики с прозрачной водой. Берем, кисточку набираем краску и закрашиваем воду. Затем эту воду переливаем в формочки. Дети, что произойдет с водой, когда мы вынесем ее на улицу, на мороз. (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно она замерзнет. Когда мы пойдем на прогулку, эти формочки мы вынесем на улицу и оставим на ночь. За ночь вода замерзнет, и у нас получатся вот такие красивые цветные льдинки. Завтра этими цветными льдинками мы украсим свой участок.

Итог

Воспитатель. Дети, что больше всего вам понравилось? (Ответы детей).