2023 2022
1 (219) 2023

Чеснокова Н.А. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf

Определенный уровень развития мышления и речи позволяет сформировать у детей навыки поведения в группе, правила общения со сверстниками, пользования вещами.

В первые годы жизни ребенка нравственное воспитание тесно переплетается с умственным и физическим. Особое значение придается развитию эмоций, поддержанию у детей хорошего настроения. Отрицательные чувства, вялое, пониженное настроение, неудовольствие, частые огорчения, а тем более страх угнетают психику ребенка. Наоборот, радость, удовольствие повышают его активность, любознательность, создают основу для формирования привязанности к окружающим.

У маленького ребенка нужно воспитать положительное, доброжелательное отношение к окружающим взрослым, спокойное выполнение их требований и поручений, дружеские отношения между детьми – умение играть, не мешая друг другу, помогать при затруднениях, проявлять сочувствие, делиться игрушками, в игре согласовывать свои действия с действиями других детей. Конечно, при усталости, несформированности умения соблюдать правила поведения, при неправильном размещении и недостаточном количестве игрушек между детьми могут возникнуть и отрицательные взаимоотношения.

Даже самый маленький ребенок обычно положительно настроен по отношению к партнеру и проявляет интерес не только к нему, но и предмету, который тот действует. Но вначале (в возрасте 10 месяцев – 1 года 2 месяцев), не умея просить и не зная, что такую же игрушку можно найти на полочке, ребенок берет ее у соседа и с удовольствием проделывает только что увиденные действия. Чтобы это пока безобидное проявление недоброжелательности не превратилось в отрицательную привычку, нужно воспитывать у детей умение соблюдать правила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают делать не только то, что можно, что нравиться от того, что хочется, но нельзя, воздерживаться от того, что хочется, но нельзя (спокойно подождать, пока взрослые пригласят за стол, подвинуться на диванчике, чтобы при одевании на прогулку дать возможность сесть другому). Надо научить детей различать, что плохо, а что хорошо. Хорошо, когда убирают игрушки на место, помогают друг другу. Плохо, когда мешают, сорят, ломают.

Одной из важных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них психологической готовности к труду. Ее элементы в форме интереса к тому, что делают взрослые в детском саду, дома, в форме выполнения с охотой и желанием поручений воспитателя, няни, родителей, в форме сначала посильной активности, а потом и самостоятельности в еде, раздевании и других режимных процессах можно воспитать у детей уже в возрасте 1,5 – 3 лет.