Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf
Программное содержание: расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания детей об осени (признаках осени).
Развивающие: Развивать умение классифицировать, закреплять обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды.
Продолжать учить сравнивать предметы по величине, соотносить их по размеру.
Воспитывающие: Воспитывать внимательное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Кукла Незнайка. Две корзины. Овощи и фрукты (или муляжи, или картинки). Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: -Осень.
Воспитатель:
-Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.
Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки).
Воспитатель: -Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.
Отгадывание загадок:
Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка)
Незнайка: -Это колобок!
Воспитатель: -Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей)
-Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)
Незнайка: -А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!
Воспитатель: -Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей)
Незнайка: -Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.
Воспитатель: -Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)
Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.
Воспитатель: -Дети, как можно, одним словом, назвать репу и огурец? Правильно, овощи!
Воспитатель: -А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи).
Воспитатель: -Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи.
Незнайка: -Вы еще забыли назвать яблоко!
Воспитатель: -Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты).
Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты. Молодцы!
Воспитатель: -Дети, а вы знаете, где растут фрукты?
Дети: -Фрукты растут в саду – на деревьях.
Воспитатель: -А где растут овощи?
Дети: -Овощи растут в огороде – на грядках.
Незнайка: -Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?
Воспитатель: -Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.
(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).
Воспитатель: -Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.
Проводится игра «Собери урожай»:
Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи).
Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.
Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.
Воспитатель: -Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Ольги–фрукты.
По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.
Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»
Воспитатель: -Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.
Незнайка: -А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.
Воспитатель: -Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус».
Проводится игра «Узнай на вкус»:
В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.
Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.
Заключение:
Воспитатель: -О чём мы сегодня с вами говорили?
Воспитатель: -Что вы узнали об осени?
Воспитатель: -Кто приходил к нам в гости?
Воспитатель: -Во что вы сегодня играли?
(Ответы детей). Заключение:
Программное содержание: расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Задачи:
Обучающие: Закреплять знания детей об осени (признаках осени).
Развивающие: Развивать умение классифицировать, закреплять обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды.
Продолжать учить сравнивать предметы по величине, соотносить их по размеру.
Воспитывающие: Воспитывать внимательное отношение к природе.
Материалы и оборудование: Кукла Незнайка. Две корзины. Овощи и фрукты (или муляжи, или картинки). Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: -Осень.
Воспитатель:
-Правильно. Сегодня мы поговорим о том, что нам осень принесла! Но сначала вы должны отгадать мои загадки.
Стук в дверь (воспитатель выходит за дверь и одевает на руку куклу - Незнайки).
Воспитатель: -Кто это к нам пришел? Здравствуй Незнайка, заходи к нам помоги ребятам отгадать загадки.
Отгадывание загадок:
Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка)
Незнайка: -Это колобок!
Воспитатель: -Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей)
-Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка? (Из сказки)
Незнайка: -А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!
Воспитатель: -Дети, а вы как думаете, кто вытянул репку? (Ответы детей)
Незнайка: -Я понял, это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.
Воспитатель: -Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)
Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.
Воспитатель: -Дети, как можно, одним словом, назвать репу и огурец? Правильно, овощи!
Воспитатель: -А какие еще овощи вы знаете? (Дети перечисляют овощи).
Воспитатель: -Следовательно, репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи.
Незнайка: -Вы еще забыли назвать яблоко!
Воспитатель: -Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете? (Дети перечисляют фрукты).
Правильно яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты. Молодцы!
Воспитатель: -Дети, а вы знаете, где растут фрукты?
Дети: -Фрукты растут в саду – на деревьях.
Воспитатель: -А где растут овощи?
Дети: -Овощи растут в огороде – на грядках.
Незнайка: -Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?
Воспитатель: -Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться.
(Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения).
Воспитатель: -Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.
Проводится игра «Собери урожай»:
Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи).
Воспитатель дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.
Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.
Воспитатель: -Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Ольги–фрукты.
По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.
Обсуждение «Какие заготовки делают на зиму?»
Воспитатель: -Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека.
Незнайка: -А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.
Воспитатель: -Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты. И сейчас мы поиграем в игру «Узнай на вкус».
Проводится игра «Узнай на вкус»:
В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.
Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.
Заключение:
Воспитатель: -О чём мы сегодня с вами говорили?
Воспитатель: -Что вы узнали об осени?
Воспитатель: -Кто приходил к нам в гости?
Воспитатель: -Во что вы сегодня играли?
(Ответы детей). Заключение: