Малахова С.Г. Мастер-класс для родителей «Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра в музыкально-творческом развитии дошкольников»
Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах в сказках-шумелках. Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. Играя на шумовых инструментах, дети: во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые нетрадиционные музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое. В своей презентации я показала примеры нетрадиционных музыкальных инструментов своими руками. Например, мешочки с крахмалом – они позволяют имитировать хруст снега. Цель использования данного инструмента: развитие музыкального слуха, воображения, мелкой моторики.
Также родители совместно с детьми возможно сделать нетрадиционный музыкальный инструмент «Волшебные трубочки», который позволяет имитировать звуки ветра, вьюги. Цель использования данного инструмента – развитие музыкального слуха, воображения, развитие правильного, сильного выдоха, активизация губных мышц.
И ещё мне хотелось бы заострить внимание на шумовых инструментах, звуки которых схожи с трещёткой и которые можно сделать родителям с детьми в домашних условиях.
Данные «трещётки» сделаны из кухонных лопаток.
Данные трещётки сделаны из старой детской кроватки. После видеопрезентации «Шумовые нетрадиционные инструменты» мы перешли к практической части «Сказки-шумелки». Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Благодаря использованию инструментов, история или сказка становится более интересной и яркой. Каждому родителю я раздала шумовые инструменты. Сказка-шумелка «Красная Шапочка» была показана на экране и на каждом видеофайле был также виден инструмент, который играет в данный момент. Своего рода видеопартитура. Я озвучивала данную сказку, а родители играли в соответствии с инструментом, показанным на экране. Хочется отметить, что родители проявляли творческую инициативу и в процессе сказки можно было услышать параллельно 2 инструмента, что было намного красочней. Закончила я нашу встречу с родителями я такими словами: «Уважаемые родители, на основе небольших историй можно устраивать даже замечательные музыкальные спектакли. Благодаря таким интересным занятиям Ваш малыш будет комплексно и эстетично развиваться!».
Библиографический список 1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976. 2. Ищук В. Игра на детских музыкальных инструментах // Дошк. воспитание. — 1994. — № 4. — С. 68-72. 3. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990. 4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1991. 5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия. 2000. 6. Тютюнникова Т.Э. Музыкальные инструменты Карла Орфа // Дошк. воспитание. — 1998. — № 2. — С. 141-150. 7. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. – М., 1999.